Принцип научности – это принцип, предусматривающий раскрытие причинно-следственных связей между предметами, явлениями, процессами, событиями, а также обязательное включение в содержание образования только актуальной и современной информации, отвечающей современному уровню развития науки.
В настоящее время принцип научности реализуется в содержании учебного материала и зафиксирован в учебных программах и учебниках.
Общая характеристика принципа научности
Достаточно долгое время принцип научности не был востребован, в отличии от иных педагогических принципов. Это связано с тем, что наука не имела существенного значения в трудовой деятельности человека. Именно поэтому данный метод не был выделен и описан Я.А. Коменским вместе с другими традиционными принципами в труде «Великая дидактика». С течением времени и ростом научно-технического прогресса, роль научных знаний повышается в общественном производстве, возникает необходимость научного толкования различных явлений и процессов окружающего мира. В связи чем, и возникает необходимость выделения принципа научности и введение его в систему образования.
Основная цель принципа научности – донести до учащихся понимание того, что все в мире подчинено законам, а их знание обязательно для каждого члена общества.
Принцип научности предусматривает наличие научного познания, которое дает возможность осуществить переход от явления к его сущности. По своей природе, познание достаточно сложный и противоречивый процесс. Познания окружающего мира и действительности могут быть верными иди не верными, это зависит от того какие знания учащиеся получают в процессе обучения. Так если они получили знания только о внешних свойствах предметов и явлений, то их знания невозможно с достоверностью назвать научными, скорее они донаучные.
Таким образом, познание имеет большое значение в организации принципа научности в современной системе образования.
Принцип научности предъявляет к процессу обучения ряд требования:
- ознакомление учащихся с историей основных изобретений и открытий, их значении для развития науки;
- научные факты, теории и понятия необходимо освещать всестороннее и объективно;
- знакомить учащихся с новыми достижениями в области науки и техники, показывать перспективы их дальнейшего развития;
- осуществлять вооружение учащихся научными методами;
- при необходимости осуществлять корректировку знаний, которые учащимися были получены самостоятельно с помощью различных средств информации (интернет, СМИ и т.д.);
- объяснять учащимся значимость теоретических знаний для выполнения практической деятельности;
- раскрывать внутренние отношения и связи, знакомить с причинно-следственными связями между ними.
Основа принципа научности
Основой принципа научности выступает ряд следующих положений:
- Необходимо помнить, что окружающий мир познаваем, а научные знания, подтвержденные практической деятельностью, предоставляют возможность увидеть объективную картину развития мира.
- Наука и образование имеют большое значение в жизни каждого человека и общества в целом.
- Обеспечение научности обучения зависит от уровня профессионализма педагога и реализуемого им содержания обучения.
Исходя из данных положений, к педагогу предъявляется ряд требований:
- процесс обучения необходимо осуществлять на основании новейших достижений педагогической методики;
- уметь педагогически правильно осуществлять переход от явления к его сущности;
- в процессе изучения научных законов, учитывать важные стороны развития изучаемых предметов и явлений, каждое новое понятие и определение вводить последовательно и систематических их повторять с целью закрепления;
- поощрять самостоятельную исследовательскую деятельность и активность учащихся.
Правила принципа научности
Реализация принципа научности на практике требует соблюдения ряда правил и условий:
- Весь учебный материал, включаемый педагогом в содержание обучения должен соответствовать современным достижениям науки. При необходимости упрощения сложного учебного материала или определенных научных положений, необходимо следить за тем, чтобы он не искажалась научная сущность.
- Научные элементарные знания об окружающем мире, полученные учащимися в младшем возрасте не должны отвергаться в процессе дальнейшего обучения, а напротив должны расширяться и обогащаться. Основная терминология должна быть единой на протяжении всего учебного процесса.
- Во время обучения педагог должен знакомить учащихся с новейшими достижениями в области науки и техники, происходящими дискуссиями в научной области, выдвинутыми и разрабатываемыми теориями и гипотезами. Ознакомление должно осуществляться в доступной и понятной форме. С этой целью педагогу следует включать учащихся в самостоятельные исследования, такие как научные наблюдения, экспериментирование, работа с учебной и научной литературой, самостоятельное выдвижение научных проблем и возможные пути их разрешения.
- При знакомстве учащихся с отдельными явлениями в области науки, необходимо не только их правдивое и истинное толкование, но и знакомство с различными точками зрения на данные научные явления. Проведение дискуссий по обсуждения рассматриваемых точек зрения, высказывание собственных идей и мнений по рассматриваемому вопросу.
- Изучение закономерностей развития объективности окружающего мира у учащихся должно формировать у них научное мировоззрение и общее видение действительности.
- Ознакомление учащихся не только с действительными научными фактами и явлениями, но и разоблачение разнообразных лженаучных и ошибочных теорий, взглядов, идей и представлений. Необходимо осуществлять их обсуждение, выдвижение собственных мыслей и идей по поводу их появления и возможной значимости в тех или иных научных открытиях.