Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принцип воспитывающего обучения

Особенности принципа воспитывающего обучения

Обучение - необходимый, но сложный и мгногокомпонентный процесс, организация которого требует применения огромного количества специализированных знаний. Для того, чтобы упростить процесс организации обучения, были придуманы принципы обучения - некие общие руководящие идеи, помогающие строить учебный процесс.

Любая методика преподавания скажет вам, что обучение - это взаимосвязь образования, воспитания и развития, а не просто получение знаний. Это значит, что преподаватель должен в первую очередь помнить о том, как, взаимодействуя с обучающимися, в одно и тоже время решить все три эти задачи. Ведь ни одна из них не может быть оставлена в стороне или признана менее значимой. В противном случае образование будет неполным, отрывочным и полон пробелов.

Замечание 1

Важно не отделять друг от друга воспитание и обучение: мы учим, воспитывая, и воспитываем, обучая.

Какими же особенностями обладает принцип воспитывающего обучения?

Воспитание в процессе обучения осуществляется в первую очередь посредством содержания учебных программ. Например, при получении базовых научных знаний обучающиеся также начинают формировать своё мировоззрение. Понимание законов научного мира ложится в основу взглядов обучающегося.

Необходимо грамотно организовывать учебный процесс для того, чтобы создать в образовательном учреждении благоприятные условия для нравственного воспитания детей: формирования у них трудолюбия, дружелюбия, самодисциплины и прочих положительных качеств.

Ключевую роль в реализации принципа воспитывающего обучения играет учитель, а также используемые им методы и средства обучения - иными словами, культурно-образовательное пространство, в котором находится обучающийся. Учитель должен правильно ставить цель воспитательной работы и последовательно идти к этой цели, работать как индивидуально с каждым учащимся, так и с коллективом в целом, создавая дружественную и интеллектуальную атмосферу. Даже если преподаватель не ставит воспитательные цели намеренно, он оказывает воспитательное воздействие на своих подопечных через содержание учебного материала и своим отношением к ученикам и к своей работе.

«Принцип воспитывающего обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для осуществления грамотного воспитательного процесса преподаватель должен придерживаться следующих правил:

  • Воспитательный процесс должен быть продуманным и, главное, последовательным;
  • Не менее важна его систематичность: проводить воспитательную работу нужно на каждом занятии;
  • За любым материалом учебных программ учащимися должны пониматься явления общества и природы, за формой всегда должно скрываться содержание;
  • Преподавателю необходимо уважительно обращаться с обучающимися, не пересекая при этом линию фамильярности и оставаясь требовательным;
  • Преподаватель должен своими поступками и словами, на своём примере показывать общечеловеческие идеалы своим обучающимся;
  • Преподаватель должен стараться уделять время на индивидуальный подход к каждому ученику.

Помимо этого преподаватель должен представлять, что из себя представляет процесс формирования мировоззрения и убеждений учащихся в том или ином конкретном возрасте, чтобы вовремя и правильно вступить в процесс их строительства.

Еще одной важной задачей воспитывающего обучения является не только закладывание нравственных качеств личности, но и управление процессом формирования у учащихся эмоционального интеллекта - способности понимать и распознавать свои и чужие чувства и эмоции, а также реагировать на переживания и впечатления, которые возникают во время учебного процесса.

Замечание 2

В идеале учащиеся должны научиться тому, как управлять возникновением и выражением своих чувств.

Связь с другими принципами обучения

В процессе воспитания стоит держать в уме один из важных принцип обучения - принцип прочности усвоения знаний: содержание образовательного курса должно надолго закрепляться в сознании учащихся. Прочность обеспечивается соблюдением других принципов, в особенности принципов научности и систематичности.

Принцип научности регулирует уровень соответствия содержания образовательных программ последним научным достижениям. Этот принцип выступает против влияния суеверий, стереотипов и религиозных догм на эти образовательные программы. Принцип научности призван показать обучающимся, как нужно правильно вести научный поиск. Помочь научить этому могут лабораторные работы и исследовательские проекты, научные дискуссии и т.д. Так дети смогут научиться наблюдать, анализировать мир вокруг, а также аргументировать свою позицию.

Принцип последовательности обучения создаёт в образовательном учреждении уловия, в которых обучающися получают знания систематически, последовательно и рационально. Весь образовательный материал должен быть проработан и структурирован, обучающиеся должны получать его в определенном порядке: от простого к сложному, от общего к конкретному.

Замечание 3

Одной логики для построения успешного образовательного курса недостаточно! Помимо этого, занятия должны быть эмоционально наполненными, чтобы лучше усваиваться обучающимися.

Практика показывает, что учащиеся усваивают не весь объем информации, и далеко не сразу. Поэтому учитель должен опираться на психологические особенности памяти своего ученика, например, всегда выделять в своей речи главную мысль, проговаривая её и обсуждая с детьми. В данном случае может помочь обращение к принципу сознательной активности.

Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости обучающегося в образовательный процесс. Обучение – это активное действие, для выполнение которого необходимы полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов. Для качественного усвоения материала обучающимися преподаватель должен заинтересовать своего подопечного знанием и вовлечь его в процесс его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot