Способы организации работы с учащимися
Прием – это конкретный способ организации различного рода деятельности, проходящей в рамках урока.
Педагогическая деятельность направлена на реализацию, предусмотренных образовательных целей, прописанных в государственных стандартах обучения. В рамках учебных заведений происходит планирование учебно-воспитательного процесса, включающее постановку целей и выбор методов и приемов обучения, а также средств, позволяющих создать комфортную образовательную среду, развить стимулы к познанию и достичь целевого назначения организации учебно-воспитательного процесса.
Организация работы в учебном заведении представляет собой сложный, трудоемкий и многогранный процесс, подверженный влиянию большого количества, как внешних, так и внутренних факторов. Единичным элементом организации учебного процесса является планирование и построение урока.
От того, какие приемы выбираются педагогом для организации проведения урока зависит его эффективность и достижение, поставленных образовательных и воспитательных целей и задач.
Урок выступает отражением общей и педагогической культуры учителя, отражает его интеллектуальное богатство, профессионализм, мастерство, свидетельствует об уровне развития его кругозора и эрудиции. Чтобы урок приносил должный познавательный результат, необходимо организовать его в привлекательной для учащихся форме.
Целостность и продуктивность урока достигается посредством применения разнообразных методических приемов. Они представляют собой специальным образом спланированные и организованные действия педагога, ориентированные на получение конкретного результата, решение конкретной задачи или проблемы. Избранные методические приемы должны находится в соответствии с имеющейся педагогической ситуацией, учитывать возрастную специфику развития учащихся, их индивидуальные особенности, отвечать стилистике преподавания конкретного педагога.
Приемы организации урока нацелены на стимулирование познавательной заинтересованности и активности учащихся. Они применяются на разных стадиях прохождения урока и их выбор зависит от конкретной цели, которую требуется достигнуть в результате данного урока.
Методические приемы могут использоваться на следующих стадиях прохождения урока:
- Контроль выполнения домашнего задания.
- Восприятие нового материала и стимулирование заинтересованности в его изучении.
- Осознание и усвоение нового материала.
- Закрепление и последующее воспроизведение нового материала.
- Выполнение домашнего задания.
Разнообразие методических приемов организации урока
Способов организации проведения учебной дисциплины существует огромное множество. При их выборе стоит обратить внимание на специфику той или иной учебной дисциплины и тематики урока.
Все приемы, используемые на уроках можно подразделить на четыре основные группы:
- Словесные приемы. К ним относятся рассказы педагога, лекционные занятия, проведение бесед. Они должны быть яркими, красочными, эмоционально насыщенными. От мастерства педагога, его способностей увлечь и заинтересовать рассказом учащихся зависит успешное и продуктивное его прохождение.
- Наглядные и практические приемы. Эти приемы еще именуют демонстрационными, поскольку они являются иллюстрацией к речи педагога, помогают образно воспринять словесную информацию. Учитель может использовать различные модели, картины, электронные слайды, рисовать схемы и графики, делать записи ключевых понятий на доске, чтобы выделить главное, привлечь внимание к сущности темы и помочь воспринять и усвоить теоретическую информацию. Практические приемы деятельности призваны повысить мотивацию к познавательной активности. В зависимости от учебной дисциплины предполагается организация разнообразных лабораторных работ, выполнение поделок и т.д.
- Репродуктивные и поисковые приемы. Поиск решения проблемной ситуации, поставленной на уроке является важным стимулом развития познания. При этом, проблемная ситуация должна ставиться таким образом, чтобы ее разрешение находилось в рамках доступности для самостоятельного разрешения учащимися, а также была интересной и увлекательной. Иначе у них не возникнет желания и стремления искать пути ее решения. Постановка проблемной ситуации является очень сложным и трудоемким процессом. Он требует от педагога больших временных затрат. Однако, его применение характеризуется высокой эффективность. если ученики овладевают навыками разрешения проблемных вопросов, то качество их обучения в разы повышается.
- Приемы самостоятельной учебной работы. В основном они применяются на стадии выполнения домашнего задания. Домашнее задание должно быть посильным и отвечать возможностям и способностям учащихся.
Одним из словесных приемов организации урока является прием семантизации. Он способствует развитию интереса учащихся к теме/предмету за счет раскрытия смыслового значения слова. Педагог рассказывает ученикам историю появления конкретного понятия и раскрывает его сущность, дает основные характеристики.
Чтобы дать представления учащимся о том или ином историческом процессе, событии, явлении, можно использовать прием сравнения с жизненными процессами т.е. жизненные факты современной действительности применяются для сравнения.
Широкое распространение на уроках получил прием динамичности. Он является наглядным способом представления изменения тех или иных объектов и процессов в динамике.
На начальной стадии организации урока используется прием «Корзина понятий». Он предполагает проведение беседы с учениками и выяснения тех знаний, которыми они обладают по данной теме.
Самостоятельная работа учащихся может быть организована с помощью приема написания эссе. Оно представляет собой небольшой рассказ по заданной тематике, в котором ученики должны выразить свою индивидуальную точку зрения, идею, предложить нестандартное решение проблемы.
Современный этап общественного развития предполагает применение информационных средств для организации учебных занятий. Для наглядного представления могут быть применены интерактивные доски, компьютерные презентации. Контроль знаний может быть проведен путем компьютерного тестирования.