Процесс обучения является системным и двусторонним. Он предполагает обязательное наличие двух взаимосвязанных процессов, без которых невозможно представить образовательную деятельность:
- Процесс преподавания – профессиональная деятельность педагога, связанная с преподнесением научной информации в различных областях знания и практических навыков деятельности. Процесс преподавания связан с организацией педагогом учебно-воспитательного процесса, выбором методов, форм, средств и приемов организации обучения.
- Процесс учения – познавательная деятельность учащихся, связанная с усвоением ими научных знаний, практических навыков и формирования познавательных способностей. В процессе учения происходит принятие, осознание и практическое применение учащимися знаний, умений, навыков, усвоение культурного и исторического наследия, формирование духовно-нравственных свойств личности.
Преподавание и его функциональная роль в процессе обучения
Преподавание является важным организационным элементом в структуре обучения. От качества и эффективности преподавательской деятельности зависит результативность процесса обучения, возможность достижения, поставленных целей и задач образования.
В задачу педагога входит организация процесса обучения, управление им и контроль за его прохождением и результатами. Он занимается регулирование и координированием познавательной работы учащихся, развивает их активность в учебном процессе, формирует стремление к познанию и освоению новой информации.
Процесс преподавания реализуется, посредством выполнения педагогом следующих функций:
- Постановка целей и задач обучения, начиная с элементарных и постепенно усложняя их, чтобы развивать мыслительные процессы учащихся и совершенствовать их продвижение в познании;
- Конкретизация содержания учебного процесса, исходя из поставленных целей;
- Применение различных форм построения учебно-воспитательного процесса;
- Использование различных приемов и методик организации процесса обучения, посредством которых он становится наследием учащихся.
Процесс преподавания невозможен без предварительного планирования. Оно представляет собой процесс составления планов различного временного периода действия и затрагивающих разные направления процесса обучения. Посредством планирования, педагог может оптимально организовать свою преподавательскую деятельность, выбрать рациональные направления и способы применения средств обучения, методы и приемы организации учебного процесса, а также разработать грамотную и эффективную технологию реализации педагогического процесса и выполнения своих педагогических функций.
При составлении планов, педагогом определяется круг учебно-воспитательных задач, требующих разрешения на определенных этапах реализации учебного процесса и в конкретных сферах образовательной деятельности. Задачи формируются исходя из целевого назначения и содержания процесса обучения. Они должны быть ориентированы на сохранение системы знаний и их логической обоснованности.
Для эффективного разрешения познавательных задач педагогу требуется создать оптимальные условия организации процесса обучения, соответствующие возрастному этапу развития обучающихся, их интеллектуальным способностям и талантам. В структуру задач входит информация, которая необходима для интеллектуального развития учащихся, их творческих способностей, формирование эмоциональной и чувственной сферы личности.
Педагог должен способствовать обучению детей способам и методикам разрешения познавательных задач, а также мотивировать их к развитию своих познавательных навыков.
В процессе преподавательской деятельности, педагогом осуществляются координационные и контрольные мероприятия, связанные с проверкой прохождения учебно-воспитательного процесса, соответствия условий его организации целям и задачам обучения, проверке уровня эффективности, применяемых приемов и методов обучения. Педагог регулирует учебный процесс и мотивирует обучающихся, посредством применения бальной системы оценки знаний.
По завершении учебно-воспитательного процесса, преподаватель проводит мониторинг и оценку своей деятельности, оценивает достигнутые результаты в решении педагогических задач. Это позволяет узнать о наличии недостатков обучения, определить пути их устранения и построить планы дальнейшей преподавательской деятельности.
Структура процесса учения
Учение представляет собой деятельность учащегося по освоению содержания учебно-познавательных программ. В процессе учений происходит освоения опыта социального характера, его направлений, особым образом организуется познавательная деятельность, определяются способы овладения знаниями и умениями, которые приемлемы для конкретного учащегося и отвечают его возможностям.
Организация процесса учения осуществляется учащимся, поскольку ему требуется освоить определенные теоретические знания и практические навыки. В этой связи, действия учащихся должны быть скоординированы в соответствии с поставленными образовательными целями.
Процесс учения нацелен на познание, сбор, усвоение и обработку информационных данных об окружающем мире и обществе, сформирование системы ценностей и представлений об отношениях в обществе и взаимодействии с его членами.
В процессе учения, важное место отводится наличию мотивов т.е. тех стимулов и импульсов, которые направляют учащегося на усвоение учебной информации, реализацию учебных действий.
На основании, имеющихся мотивов происходит формирование системы познавательных действий. Они бывают:
- Внутреннего характера – действия личности, ориентированные на запоминание учебной информации, ее обработку, сохранение и передачу, развитие мыслительных процессов и воображения.
- Внешнего характера – действия, связанные с речевыми процессами, применением органов чувств, творческих способностей, различных предметных действий в реализации процесса обучения.
Процесс учения, как и процесс преподавания, предполагает проведение контрольных, оценочных и аналитических мероприятий по итогам своей познавательной деятельности. Учащиеся проводят самоконтроль, самооценку и самоанализ своей деятельности. Собственная оценка благотворно сказывается на проверке качества и эффективности организации процесса учения, выявляет его проблемные стороны и позволяет отыскать пути их устранения.