Понятие дидактической науки и ее категориальный аппарат
Дидактика представляет собой самостоятельный раздел педагогической науки, выделившийся в отдельную научную отрасль и занимающийся исследованием теоретической базы построения учебно-воспитательного процесса.
Дидактика зародилась как искусство обучения. Научное направление базируется на концепции о том, что учебно-воспитательный процесс является системным и несколькоуровневым. Он состоит из развития мыслительных процессов, которые должны сформироваться в полной мере, чтобы обеспечить переход на последующий уровень – развитие процессов памяти, на котором осуществляется осмысление и обобщение, полученной познавательной информации, производится ее повторение и закрепление. Повторение осуществляется в виде текущего, тематического и итогового или закрепляющего повторения.
Усвоенные знания обеспечивают переход на следующий познавательный уровень. Он представляет собой обучение действию. Происходит окончательное усвоение, закрепленных теоретических знаний, они совершенствуются и начинают применяться в практической жизнедеятельности: сначала это будет их использование в простых повседневных ситуациях и процесса, а затем развитие навыков их творческой реализации, с опорой на креативное мышление.
Дидактический подход к организации процесса познания основывается на решении, определенного перечня функциональных задач на каждом уровне познания. Если не соблюдать поуровневое обучение, то добиться качества и эффективности усвоения познавательной информации будет в разы сложнее.
Дидактика занимается исследованием процессов обучения и воспитания и разрабатывает их целевое назначение, задачи, содержание, методики организации учебно-воспитательной работы и проведения анализа, по результатам деятельности.
Дидактическая наука изучает систему обучения по всем дисциплинам и на всех уровнях образовательной системы. Наука подразделяется на:
- Общее направление – исследование процесса обучения, с учетом факторов, воздействующих на этот процесс, условий его прохождения и итоговых результатов деятельности.
- Частное направление – содержат отдельные методики организации учебно-воспитательной работы, способы преподавания. Посредством разработки частных дидактических методик, осуществляется определение способов прохождения обучающей деятельности, содержание образования и воспитания, разрабатываются образовательные программы на всех уровнях обучения, определяются формы и методы преподавания разнообразных дисциплин и направлений обучения. Для каждой дисциплины разрабатывается своя дидактическая методика преподавания.
Дидактика изучает работу педагогического состава в процессе обучения и деятельность учащихся.
Категориальный аппарат дидактики включает в себя следующие понятия:
- Преподавание – специальным образом организованная работа педагога в сфере обучения и воспитания, направленная на передачу знаний и навыков деятельности в различных областях и их практическую реализацию;
- Учение – процесс, ориентированный на развитие новых форм деятельности и поведения в разных областях жизненного пространства, за счет применения заданий, методических пособий и общественного опыта;
- Обучение – конкретным образом организованный процесс, являющийся системным и, носящий целенаправленный характер, нацеленный на построение системы взаимоотношений между педагогами и учащимися, в ходе которых происходит передача и усвоение знаний, развитие основных качеств личности и творческих навыков деятельности;
- Образование – итоги развития процессов обучения, состоящая из комплекса знаний и умений практического характера, которые были приобретены и закреплены в ходе обучения;
- Знания – форма сохранения в человеческой памяти познавательной информации, полученной в ходе образовательной работы. Знания состоят из фактов, представлений, понятий, законов, идей, концепций, теорий. Они могут носит завершенный характер, быть поверхностными т.е. неполными и точными;
- Умения – развитие способностей практического применения теоретических данных в определенной деятельности;
- Навыки – способности выполнения действий, доведенные до автоматизма, с применением запаса знаний и умений;
- Учебный предмет – дисциплина, положения которой исследуются в познавательной деятельности, представляющая собой раздел научных знаний;
- Цель обучения – направление учебно-воспитательной деятельности, ее усилий и педагогического воздействия, те итоги, которые должны быть достигнуты в ходе познания;
- Методы обучения – приемы, посредством которых достигается целевое назначение познавательной деятельности;
- Средства обучения – различные предметы, вещи, которые применяются для организации учебно-воспитательной работы и помогают эффективно реализовать ее;
- Содержание обучения – комплекс знаний, умений, навыков, теоретической информации и практических направлений деятельности, которые должны быть освоены учащимися в ходе прохождения учебно-воспитательного процесса;
- Итоги обучения – практическая реализация целевого назначения обучения, результаты проделанной работы.
Содержание дидактической науки и ее основные задачи
Дидактика занимается исследованием закономерностей организации учебно-воспитательного процесса, определяет его целевое назначение, научную базу содержания процесса образования, воспитания, разрабатывает методическое обеспечение учебно-воспитательной деятельности, определяет формы и средства, применяемые в процессе познания.
Функциональная роль дидактики сводится к выполнению обучающей, развивающей и воспитывающей функции т.е. она помогает передать определенные знания и навыки, развить основные нравственные, духовные, психологические, физиологические, этические качества личности, помогает пройти социальную адаптацию и выработать определенное мировоззрение, систему отношений к окружающим.
В качестве основных дидактических задач можно выделить следующие:
- Разрешение проблем организации учебно-воспитательной деятельности. Дидактика определяет, чему, кого и каким образом обучать.
- Исследование основных закономерностей обучения и воспитания.
- Рациональная организация познавательного процесса, ориентированного на освоение знаний и навыков научной направленности.
- Формирование у учащихся физиологических процессов, развитие познавательной активности и раскрытие творческого потенциала.
- Создание новых форм организации учебно-воспитательной деятельности, активное внедрение инновационных технологий и информационных средств.
Рисунок 1. Основные задачи дидактики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ