Сущность познавательной активности
Познавательная активность – это проявление интереса к учебной деятельности, к приобретению знаний и к науке.
Необходимость формировать познавательную активность детей возникла достаточно давно и до настоящего времени представляет актуальность. Уровнем познавательной активности школьника определяется эффективность решения обучающих, развивающих и воспитывающих задач обучения.
Интерес к познаниям – особый вид интереса, в процессе реализации которого ребенок овладевает содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, посредством которых он получает образование.
Щукина Г.И., которая специально исследовала познавательную активность в педагогике, определяя его как познавательный интерес, выступающий перед ним в качестве избирательной направленности личности, обращенный к области познания и ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Педагоги и психологи занимаются изучением познавательной активности с различных сторон, но любое исследование рассматривается в качестве части общей проблемы воспитания и развития. На сегодняшний день проблема интереса все шире исследуется в рамках различной деятельности учеников, что дает возможность учителям, работающим творчески, успешно формировать и развивать интересы детей, обогащать личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Познавательная активность – это избирательная направленность индивида на предметы и явления окружающего мира. Данную направленность характеризует постоянное стремление к познанию, к новым более полным знаниям. Познавательная активность укрепляется и развивается, превращаясь в основу положительного отношения к учению.
Уровни познавательной активности
Щукина Г.И. выделяла следующие уровни познавательной активности:
- репродуктивно-подражательная;
- поисково-исполнительская;
- творческая.
В данном случае разделение уровней познавательной активности соответствует их классификации методам обучения. В первом случае репродуктивно-подражательная активность, в которой собственная активность учащегося в учебной деятельности недостаточна. Во втором – поисково-исполнительская деятельность, в которой ученик стремится самостоятельно найти пути решения учебных задач. В третьем случае – творческая активность учеников, когда учебная задача и способы ее решения предложены самим учащимся.
К показателям познавательной активности относят стабильность, прилежание, осознанное учение, творческие проявления, способы поведения в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность в решении учебных задач и пр.
Каждый уровень познавательной активности можно охарактеризовать следующим образом:
- нулевой уровень – ученик пассивен, дает слабую реакцию на требования учителя, не проявляет желания самостоятельно работать, предпочитая давление со стороны педагога;
- низкий уровень – характеризуется воспроизводящей активностью. Ученик стремится понять, запомнить и воспроизвести знания, овладевать способами их применения в соответствии с образцом;
- средний уровень – характеризуется интерпретирующей активностью – ученик стремится выявить смысл изучаемого содержания, понять связь явлений и процессов, овладеть способами применения знаний в изменившихся условиях;
- высокий уровень – творческий, ему характерен интерес и стремление не только проникать глубоко в сущность явлений и их взаимосвязь, а также найти новые способы достижения этой цели.
Особенности формирования познавательной активности у младших школьников
Познавательная активность учащихся – важный фактор улучшения и одновременно показатель эффективности и результативности процесса обучения, так как ей стимулируется развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, она подталкивает детей к самообразованию.
Формирование познавательной активности детей – одна из актуальных проблем учебной деятельности. В развитии познавательной активности выделяют три группы этапов усвоения знаний:
- начальная – актуализируются опорные знания, мотивация и целеполагание, восприятие и осмысление;
- средняя – закрепление и применение знаний;
- завершающая – обобщение и систематизация знаний.
Сейчас выделяют экстенсивный и интенсивный пути активизации познавательной деятельности. Оба этих пути имеют одну цель – воспитать образованную, нравственную, творческую, социально активную и способную к саморазвитию личность.
Экстенсивный путь реализуется посредством увеличения количества учебных дисциплин или увеличением объема знаний, которые сообщаются ученикам.
Интенсивный путь основан на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции ученика, что предполагает изменение непосредственной структуры учебной программы и интенсификацию методов обучения.
Анализ данных позиций позволил выделить четыре вида учебной активности и выработать тактику и стратегию педагогической деятельности.
- Нулевая активность – ученик пассивен, практически не реагирует на требования учителя, не заинтересован ни в совместной, ни в индивидуальной работе, включаясь в деятельность только при давлении со стороны педагога. У ребенка нет развитых эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих навыков, необходимых для обучения во взаимодействии.
- Ситуативная активность преимущественно реализуется объектной позицией учащегося. Интерес и активность ребенка проявляется только в определенных ситуациях, что связывают с эмоциональной возбудимостью, которая часто не подкреплена наработанными навыками самостоятельной деятельности.
- Исполнительная активность – дети систематически выполняют домашнюю работу, готовы включаться в предлагаемые педагогом формы работы. На этих детей опираются педагоги в процессе изучения новых тем, эти же дети приходят на помощь учителю в трудной ситуации.
- Творческая активность – выраженная субъективная позиция ученика. Данным школьникам характерно нестандартное мышление, яркая образность восприятия, исключительно индивидуальное воображение, неповторимое отношение к окружающему миру. Но именно эта группа детей часто создает проблемы в учебной деятельности, опирающейся на последовательность, основательность и логику.