Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Учебная мотивация младших школьников

Все предметы / Психология / Учебная мотивация младших школьников
Определение 1

Учебная мотивация – это частный тип мотивации, который включен в учебную деятельность. Она зависит напрямую от мотивов, побуждающих к активности и определяющих направление деятельности школьников. От учебной мотивации зависит эффективность учебной деятельности.

Подходы к понятию термина «мотивация»

Мотивация понимается в качестве несколько психологических явлений. В первую очередь это система причин и факторов, которые направляют индивида на выполнение определенных действий (бездействие). Также она представляет собой осознанное применение совокупности возбудителей, которые способствуют активизации деятельности. Мотивация включает процесс разворачивания системы возбудителей. Он происходит непосредственно в структуре соответствующей деятельности.

До настоящего времени так и не достигнуто единство в определении понятия «мотивация». Это отражает многозначность и сложность данной категории, а также показывает разносторонний характер этого вопроса. В педагогической, психологической и психолого-педагогической литературе для мотивации также предусмотрено множество определений. Так, часть ученых рассматривает мотивацию в качестве совокупности причин, которые определяют различные проявления активности учащихся в их деятельности.

Другие исслеователи называют мотивацией многомерное образование соответствующих потребностей, мотивов, целей, ценностей, интересов, намерений и идеалов. А учебная мотивация описывается ими как совокупность побуждений, которые меняются, часто вступают друг с другом в новые связи.

Определение 2

Мотив представляет собой явление, которое служит стимулом для совершения необходимого действия.

Эффективность учебной деятельности младших школьников напрямую зависит от мотивов, которые побуждают к активности и определяют направленность деятельности. По этой причине преподаватели должны развивать у них мотивы именно учения. Это необходимо для того, чтобы у школьников происходило формирование положительной мотивации и интереса к учебной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности учебной мотивации младших школьников

Успешная учебная деятельность напрямую зависит от умелого формирования положительной мотивации. Для этого, помимо использования соответствующих стимулирующих методов, педагоги могут выполнять и другие задачи:

  • Исследование мотивационной сферы каждого обучающегося;
  • Учет интересов и наклонностей детей;
  • Предоставление ребенку шанса проявить себя;
  • Формирование новых мотивов;
  • Создание здорового соперничества;
  • Повышение интереса к деятельности;
  • Побуждение к целеполаганию;
  • Поддержка успеха школьника, формирование соответствующих условий для этого.

Преподаватели обязаны использовать любые средства и методы обучения для формирования у младших школьников желания учиться и положительной мотивации к обучению. Обучение должно вызывать у детей восхищение и интерес, что возможно только при создании благоприятных условий. Для развития у младших школьников учебной мотивации необходимы разные средства, методы и приемы стимулирования.

Формируя положительную мотивацию, учителя занимаются развитием не только ответственного отношения и неподдельного любопытства у младших школьников. Этим он помогает разрабатывать желание учеников достигать высокого результата, чувствуя себя успешной личностью. Это, в свою очередь, помогает наращивать уровень познавательной активности для становления соответствующих качеств личности.

Развитие мотивации младших школьников

Младший школьный возраст – это стадия развития ребёнка, которая соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы младшего школьного возраста различны в разных государствах и разных исторических условиях.

Рамки младшего школьного возраста определяются, как правило, интервалом от 6 - 7 до 10 - 11 лет. Их уточняют в зависимости от официально принятых сроков начального обучения в школе. В качестве движущей силы развития личности школьника в целом в этом возрасте выступает развитие речи, памяти и внимания. Эти показатели постоянно должны расти на протяжении обучения.

В. С. Мухина в своих трудах писала, что социальная ситуация развития ребенка изменяется сразу после его поступления в школу. С этого момента у ребенка появляются обязанности по отношению к социуму. Выполняя их, он получает одобрение сверстников, родителей, одноклассников и школьных учителей.

С поступлением в начальную школу у ребенка формируется учебная мотивация и внутренняя позиция. Эти показатели, в свою очередь, помогают осуществлять систематичное обучение, предъявляющее высокие требования к умственной работоспособности школьников. В течение данного возрастного этапа работоспособность школьников только растет. Тем не менее, сопротивляемость к утомлению, самоконтроль, произвольность, и продуктивность детей младшей школы намного ниже, чем у учеников средней школы.

Учебная деятельность способствует развитию субъектности, которая не может сложиться в один момент. Ее формирование происходит поэтапно с открытием новых граней развития личности младших школьников. Этот процесс во многом будет зависеть от динамики развития учебной мотивации в качестве базового элемента учения. Это обусловлено тем, что именно мотивы способны предопределить варианты деятельности, которые ученик будет предпочитать или отклонять. Зарождение учебного мотива как желания к постижению нового можно увидеть уже в дошкольном возрасте.

Дети в возрасте 5-6 лет уже открыты к познанию мира, он активно задают вопросы «кто такой?», «что такое?», «отчего?» и «почему?». С их помощью они проявляют познавательный интерес, который составляет основу учебной мотивации. Вне зависимости от того, что данный интерес обладает ситуативным характером, он очень важен для будущей школьной жизни. Ребенок, используя его, в процессе обучения получает возможность открывать тайны предметного мира.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис