Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие учебной мотивации младших школьников

Все предметы / Психология / Развитие учебной мотивации младших школьников
Определение 1

Учебная мотивация — это процесс, запускающий, направляющий и поддерживающий усилия, которые концентрируются на выполнении учебной деятельности.

Учебная мотивация младших школьников: сущность и особенности

Учебная мотивация является сложной, комплексной системой, которая формируется с помощью мотивов, целей, реакций на неудачу, настойчивости и установок учащихся. Уже в начальных классах учебная мотивация представляет собой достаточно большую проблему, поскольку младшие школьники отвлекаются, шумят и не умеют пока внимательно слушать учителя. Иногда возникает проблема с выполнением домашних заданий.

Взрослые люди знают, для чего необходима учеба в школе (получение образования, окончание института, получение уважения со стороны окружающих). Причины обучения для младших школьников пока не являются столь очевидными.

Для того, чтобы младший школьник начал хорошо учиться, ему необходима мотивация. Ученики начальных классов способны достаточно успешно учиться, ориентируясь на оценки учителей или мнение взрослых людей. Ценность самих знаний пока младший школьник осознает слабо.

Любимые предметы в младшем школьном возрасте чаще представлены учебными дисциплинами, содержащими элементы игры или развлечения (например, физическая культура, музыка, рисование). В этот период у большинства учеников преобладает стремление доставить удовольствие взрослому человеку, который играет большую роль в их жизни. Они любят радовать родителей своими успехами, а также не желают огорчать их.

Необходимо помнить, что смысл понятия «учиться» у детей может, кроме процесса приобретения знаний, включать желание играть и общаться со сверстниками.

Особенности мотивов учения

Познавательная мотивация представляет собой выраженный интерес к новым знаниям, новой информации, получение удовольствия от открытия чего-то нового. Данный тип мотивации обладает бескорыстным характером. Для познавательных мотивов присуще стремление школьника к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальный мотив заключается в стремлении лучше учиться для того, чтобы обеспечить собственное успешное будущее. Человек, у которого есть данный мотив, как правило, стремится быть полезным обществу. В состав социальных мотивов можно включить:

  • Позиционные мотивы (стремление занимать определенную позицию в отношениях с окружающими);
  • Получение одобрения;
  • Желание занять место лидера и доминировать в коллективе и т.д.

Социальный мотив — это важнейшая основа самовоспитания и самосовершенствования личности младшего школьника.

Престижная мотивация характерна для учеников с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она способна побудить школьника учиться лучше, чем одноклассники, быть первым. Престижная мотивация — это мощнейший двигатель развития ребенка с высокими способностями. Для нее присущ единственный риск, когда искажается нравственная направленность личности и возникает пренебрежение к сверстникам.

Компенсаторная мотивация проявляется у детей с низкой успеваемостью. Она включает побочные мотивы по отношению к учебной деятельности. Они дают возможность утвердиться в других сферах (например, занятия спортом, музыкой, рисование). Здесь потребность ребенка в самоутверждении может удовлетворяться через другую, не учебную деятельность, при этом школьная успеваемость не является источником негативных переживаний ребенка.

Мотив общения характеризуется тем, что ребенок интересуется теми видами деятельности, в которых есть возможность общения со сверстниками. В случае с мотивом социального одобрения школьник учится, в первую очередь, ради похвалы и поощрений со стороны родителей, учителей и других детей.

Мотивация достижения успеха представляет собой желание правильно выполнять задания, получать необходимый результат, осознавать себя в качестве способного, умного, грамотного человека. У ребенка появляется желание доказать себе, что он способен на многое.

Как правило, младшие школьники, которые мотивированы на достижение успеха, ставят перед собой позитивную цель. В этой ситуации обучение вызывает у них положительные эмоции, мобилизуются внутренние ресурсы, происходит сосредоточение внимания.

Школьники, у которых преобладающим становится стремление к успеху, склонны объяснять собственные победы и неудачи объемом прилагаемых усилий, силой своего старания. Это отражает наличие внутреннего контролирующего фактора. Мотивация достижения успеха, как и познавательные интересы, считается наиболее ценным мотивом.

При мотивации избегания неудачи ученики стараются избежать плохих оценок или последствий, которые они влекут за собой (например, недовольство родителей или учителя, наказание). Цель заключается не в достижении успеха, а в том, чтобы исключить неудачу. Тревога, страх получения плохой оценки способны придавать учебной деятельности негативную эмоциональную окрашенность.

Особенности развития мотивации у младших школьников

Достаточно часто учителя начальной школы не уделяют внимания учебной мотивации. Они предполагают, что раз дети пришли в школу, то они должны делать все, что говорит учитель. Некоторые даже начинают использовать отрицательную мотивацию, когда учениками движет желание избежать наказаний и плохих отметок. Такая мотивация ведет к возникновению отрицательных эмоций, в результате чего у некоторых школьников могут развиваться неврозы.

Если не пробуждать интерес и внутреннюю мотивацию к освоению знаний, то ребенок начнет проявлять только лишь видимость учебной деятельности.

Большая часть родителей и учителей используют внешнюю мотивацию. Тем не менее, важно понимать, что главным должны оставаться сами знания, а не вознаграждение.

Многие используют для мотивирования младших школьников убеждение, когда основной аргумент в пользу хорошей учебы представлен угрозами бедности и низкого статуса в будущем. Такие доводы не всегда будут действовать на детей, особенно в начальной школе. Это связано с тем, что младший школьник еще не имеет возможности оценить будущие выгоды образования.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис