Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности взаимосвязи мотивации учения и тревожности младших школьников

Все предметы / Психология / Особенности взаимосвязи мотивации учения и тревожности младших школьников
Определение 1

Мотивация учения – это совокупность причин, имеющих психологический характер. Они объясняют поведение младших школьников, его направленность и активность в отношении обучения.

Особенности мотивационной сферы младших школьников

Мотивационная сфера детей младшего школьного возраста претерпевает огромные изменения. Так, в этот период происходит конкретизация общей познавательной и социальной направленности на «позицию школьника». Ребенок получает стремление посещать школу, при этом данная позиция начинает удовлетворяться и должна заменяться на другой тип отношений — учебно-познавательные мотивы и более зрелые формы социальных мотивов.

Современные тенденции развития психологической науки и образовательной практики предопределили возникновение новых вопросов в исследовании проблем мотивации. Один из них представлен проблемой взаимосвязи учебной мотивации и школьной тревожности, характерной для современных младших школьников. Мотивация, как правило, начинает зависеть от аспектов проявления тревожности, что впоследствии оказывает воздействие на успешность учащихся в школе, особенности их отношений со сверстниками, эффективность адаптации к новому.

Замечание 1

А. М. Прихожан определил категорию «тревожность» в качестве состояния целесообразного роста сенсорного внимания и моторного напряжения, который происходит при возникновении возможной опасности и обеспечивает соответствующие реакции на страх.

Школьная тревожность рассматривается в психологии и педагогике как переживание эмоционального дискомфорта. Она связана чаще всего с ожиданием неблагополучного исхода, с предчувствием грозящей опасности. Для тревожности младших школьников характерна яркая и выраженная возрастная специфика, которую можно обнаруживать в ее источниках, содержании и форме проявления компенсации и защиты.

Особенное внимание необходимо обратить именно на данный возраст, так как эти дети интегрируются в новую деятельность, которая обладает для них большим значением. В этот период преобладающей становится ситуативная тревожность, которая формируется под воздействием школьных факторов.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве базовых проявлений тревожности младших дошкольников выступают:

  • Нежелание посещать школу;
  • Ухудшение соматического здоровья;
  • Появление раздражения и агрессии в связи со школьным дискомфортом;
  • Снижение концентрации внимания на обучающем процессе;
  • Осознание «сверхценности» школьных оценок;
  • Возникновение негативизма и демонстративной реакции и др.

Влияние тревожности на мотивацию учебной деятельности

В младшем школьном возрасте показатель тревожности очень сильно влияет на успех учебной деятельности, которая, в свою очередь, напрямую зависит от мотивации. Вне зависимости от пристального внимания специалистов к проблеме мотивационной и эмоциональной сферы младшего школьника, проблемы проявления этой взаимосвязи остались мало изученными. Недостаток теоретической, методологической и практической разработанности этих вопросов отражает тот факт, что определение связи между учебной мотивацией и школьной тревожностью в младшем школьном возрасте представляет собой важнейшее направление научного анализа.

Замечание 2

При исследовании взаимосвязи мотивации к обучению и тревожности можно сразу сделать вывод, что чем более высок будет уровень школьной тревожности младших школьников, тем ниже будет их учебная мотивация.

Исследуют детей разного пола младшего школьного возраста от 8 до 9 лет Как правило, исследование этой взаимосвязи проводят в три этапа. На первом из них необходимо исследовать аспекты учебной мотивации младших школьников. Для этого можно использовать анкету оценки учебной мотивации учеников начальных классов, разработанную Н. Г. Лускановой.

На второй стадии эмпирического исследования нужно обратиться к изучению особенностей тревожности в младшем школьном возрасте. Для этого подойдет методика диагностики школьной тревожности и проективная методика А. М. Прихожан.

На третьем этапе исследования взаимосвязи мотивации и тревожности у детей младшего школьного возраста всю информацию, полученную в процессе исследования, необходимо подвергнуть количественной обработке и качественному анализу (например, с помощью корреляционного анализа по методу Спирмена).

Анализ результатов исследования учебной мотивации и ее зависимости от уровня тревоги

Как правило, исследования показывают, что для младших школьников присущ низкий уровень учебной мотивации. В первую очередь это связано с тем, что она обладает рядом негативных особенностей, препятствующих обучению. Например, интересы учеников младшего школьного возраста могут отличаться недостаточной действенностью, неустойчивостью и ситуативностью.

Помимо этого, мотивы младших школьников быстро угасают и не способны возобновляться без поддержки со стороны преподавателя, охватывая один учебный предмет или несколько предметов, которые объединяются по внешним признакам. Состав мотивов младших школьников представляет собой ориентировку их на знания в качестве результата обучения, а не как способа учебной деятельности.

Исследование уровня школьной тревожности отражает наличие высокой степени почти у половины исследуемых. Это можно связать с особенностями развития эмоциональной сферы. Эмоции и чувства в качестве внутренних переживаний младших школьников сложновербализуемы.

Анализ аспектов тревожности младших школьников и их связи с мотивацией показывает, что часть школьников испытывали более высокую степень тревожности в отношении проверки знаний. Такие ученики показали негативное отношение и переживание тревоги в ситуации публичной проверки знаний.

В целом уровень учебной мотивации обратно пропорционально связан с уровнем тревожности, включающим следующие факторы:

  • Общую тревожность,
  • Фрустрацию потребности достижения успеха,
  • Переживание социального стресса,
  • Страхи и проблемы младших школьников в отношениях с преподавателем и др.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис