Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности развития потребностно-мотивационной сферы в младшем школьном возрасте

Все предметы / Психология / Особенности развития потребностно-мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
Замечание 1

Младший школьный возраст — это чрезвычайно важный период социального, физического и психического развития ребенка.

Особенности младшего школьного возраста

В своем развитии ребенок проходит через несколько возрастных этапов. Для каждого из них присущи свои психофизиологические особенности и определенная продолжительность. В рамках современной периодизации психического развития период младшего школьного возраста определяется рамками от 6–7 до 9–11 лет.

Этот возраст было решено выделить в отдельный этап сравнительно недавно. До настоящего времени не определены его содержание и социальные задачи, поэтому рамки периода не считаются установленными. Процесс перехода от дошкольного детства к школьному происходит через кризис семи лет. Завершение возрастного периода также заканчивается так называемым «предподростковым» кризисом.

Замечание 2

Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте представлен учебной деятельностью. Она обладает обязательным, целенаправленным, общественно значимым и систематическим характером. Игра так же продолжает иметь большое значение в жизни ребенка, но не становится главенствующей.

Учебную деятельность иногда трактуют в качестве синонима научения (учения, обучения). Она понимается в качестве особой формой социальной активности, которая проявляется благодаря предметным и познавательным действиям. При поступлении ребенка в школу, учебной деятельности еще нет как таковой. Она формируется как умение учиться. Именно это и представляет собой специфическую задачу младшего школьного возраста.

Главная сложность, встречающаяся на пути этого формирования, состоит в том, что мотив, с которым дошкольник приходит в школу, не связывается с содержанием той деятельности, которую ему необходимо выполнять в школе. Он хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а для школы требуется познавательная мотивация.

Готовые работы на аналогичную тему

Потребностно-мотивационная сфера младшего школьника

Ведущими мотивами поведения младшего школьника в рамках потребностно-мотивационной сферы становится появление познавательных и социальных мотивов. В случае с традиционной системой обучения не происходит существенного изменения в мотивации учения школьников от первого класса к третьему. Это характерно для ситуации, в которой нет специального вмешательства со стороны педагога и родителей.

Л. И. Божович в своих исследованиях установила, что учебная деятельность детей связана с возникновением двух видов мотивов, которые имеют различное происхождение и психологическую характеристику:

  • познавательные мотивы,
  • социальные мотивы.

Познавательные мотивы представляют собой мотивы учения, которые связаны с содержанием или самим процессом учения. Социальные мотивы являются осознанными побуждениями к деятельности. Они возникают при высшей форме отражения потребностей в процессе социализации.

Особенности развития потребностно-мотивационной сферы младших школьников

Формирование познавательных мотивов происходит постепенно в ходе самого учения. Ответственность за развитие познавательных мотивов в рамках потребностно-мотивационной сферы младших школьников несут родители и учителя. Дети живут в этом возрасте сегодняшним днем, поэтому большое значение начинает приобретать постановка ближних и дальних целей.

Категории «долг» и «ответственность» не могут осознаваться ребенком. Большую роль в развитии ответственного отношения к учению и формированию сознательного соподчинения собственных действий более важным целям и задачам играет отношение учителя и родителей. Сами учебно-познавательные мотивы закладываются в содержание учебной деятельности, при этом их развитие будет зависеть от уровня познавательных потребностей, с которыми дети приходят в школу.

В учебной деятельности младшие школьники могут столкнуться с самыми различными трудностями. Преодоление затруднений разного характера становится непременным условием развития внутренней мотивации к познанию, которая ведет к интеллектуальной активности.

На познавательный тип мотивации не распространен известный закон Йеркса-Додсона. Таким образом, даже постоянный рост силы познавательной мотивации не способен приводить к снижению результативности учебной деятельности.

Уже к 3-4 классу постепенно интерес детей начинает направляться на научное содержание учебного предмета. Они интересуются объяснением фактов, установлением причинных зависимостей. У ребенка появляется избирательное отношение к отдельным предметам.

По мнению ученых, подлинно познавательные интересы можно обнаруживать в том случае, когда школьник начнет стремиться получить не просто тот или иной частный результат (конкретный по своей сущности).

Статусный (позиционный мотив) предполагает желание «быть учеником». В начале учебного года у первоклассника преобладающим становится так называемый негативный статусный мотив. Он стремится не быть дошкольником. Только затем появляется позитивный статусный мотив, который представлен стремлением быть школьником.

Из узких личных мотивов присутствуют мотивы благополучия, которые представлены:

  • Получением хороших оценок,
  • Похвалой учителя,
  • Одобрением родителей.

Престижные мотивы характеризуются желанием выделиться среди других школьников, стать признанным одноклассниками и учителем. Мотив хорошей отметки связан со школьными оценками, которая из знака успеха (неуспеха) в соответствующей деятельности превращается в знак, который оценивает личность в целом. В этом случае удовлетворение у ребенка способны вызывать лишь самые высокие отметки.

Мотив признания сверстниками связан с тем, что ребенок желает быть лучше, чем все. Он хочет быть лучшим учеником в классе. Это мотив, характеризующийся соперничеством и конкуренцией, что свидетельствует о эгоцентрической позиции.

Росту учебной мотивации младших школьников способствуют следующие мероприятия:

  • Учет личных особенностей ребенка;
  • Формирование ситуации успеха;
  • Сотрудничество школьников на уроке;
  • Стимулирование познавательной активности (самостоятельность мышления, позитивное отношение к исследуемому предмету, поддержка, помощь, поощрение).
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис