Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема соотношения обучения и психического развития в зарубежной и отечественной психологии

Определение 1

Связь между обучением и развитием человека — это одна из главных проблем педагогической психологии. Психическое развитие представляет собой процесс, который не прекращается до момента остановки самой жизни, а только изменяет направление, интенсивность, характер и качество.

Понятие и особенности развития и обучения

При рассмотрении категории развитие, важно отметить, что оно представляет собой сложное инволюционно-эволюционное движение поступательного характера. В его процессе происходят изменения прогрессивного, регрессивного интеллектуального, личностного, поведенческого, деятельностного характера. Такое определение было дано отечественными учеными Л.С. Выготским и Б.Г. Ананьевым.

Среди общих характеристик развития можно выделить:

  • необратимость,
  • прогрессивность (регрессивность),
  • неравномерность,
  • сохранение в новом предыдущего,
  • единство сохранения и изменения.

Факторы, которые влияют на психическое развитие (В. С. Мухина), состоят в его предпосылках, условиях и связи развития и внутренней позиции ребенка.

Рассматривая основную цель любой системы образования в виде развития личности обучающегося, необходимо, в первую очередь, подчеркнуть одно из основных положений, принятых в современной педагогической психологии. В соответствии с ним, обучение считается не только условием, но и основным средством психического и личностного развития в целом.

Характер соотношения обучения и развития

Существенную проблему в психологии представляет вопрос о характере соотношения обучения и развития, при этом ответ на него является принципиально важным для педагогической психологии.

Принято множество точек зрения на решение вопроса об этом соотношении. Так, в соответствии с одной из них, обучение и представляет собой развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка). При этом природа обучения всеми учеными может пониматься по-разному. Например, Ж. Пиаже считал, что «мышление ребенка с необходимостью должно проходить через известные этапы, вне зависимости от того, обучается ребенок или нет».

«Проблема соотношения обучения и психического развития в зарубежной и отечественной психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Отечественная психология содержит положение о том, что обучение и воспитание имеют ведущее значение в психическом развитии ребенка (Выготский). Обучение по мнению автора теории может иметь в развитии отдаленные, а не только близкие последствия. Оно идет не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди, продвигая развитие дальше и вызывая в нем новообразования.

Рассмотренное положение не считается кардинальным для отечественной педагогической психологии. Оно присуще и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера (США). Он подчеркивал, что преподавание основ наук, даже на элементарном уровне, не должно слепым образом следовать естественному ходу познавательного детского развития. Преподавание может становиться даже ведущим фактором развития через предоставление учащемуся заманчивых и вполне осуществимых возможностей самому форсировать свое развитие.

Замечание 1

Основополагающий тезис Л. С. Выготского гласит, что обучение и развитие должны находиться в единстве. При этом обучению необходимо опережать развитие, стимулировать его. Наряду с этим, оно само опирается на актуальное развитие.

Таким образом, обучению нужно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ребенка. Такое положение может оказаться принципиальным для всей организации обучения в целом.

Авторы зарубежных и отечественных теорий рассматривали проблему развития, отвечая на несколько вопросов:

  • Определение общего направления психического развития личности,
  • Основные движущие силы развития,
  • Особенности социальной ситуации развития,
  • Линии, по которым протекает развитие.

Обучение, реализованное по любому типу, должно учитывать все перечисленные аспекты в случае, если хочет добиться основных задач в виде личностного и психического развития обучающегося.

Проблема периодизации психического развития (Д. Б. Эльконин)

Д. Б. Эльконин опирался на опыт культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Им было предложено рассматривать каждую стадию развития через 4 критерия:

  • Социальную ситуацию развития в качестве системы отношений, в которую вступают дети, включая способы ориентации в этих отношениях;
  • Основной (ведущий) тип деятельности;
  • Базовые новообразования развития;
  • Кризис.

Автор теории рассматривал каждую стадию как состоящую из двух этапов. Он считал, что на первом из них происходят изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на втором – освоение операционально-технической области.

Эльконин открыл закон чередования, определяющий периодичность разных типов деятельности на каждой стадии. Так, за деятельностью одного типа, которая ориентирует субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно будет следовать деятельность другого типа. В последней будет происходить ориентация по способам употребления предметов. Каждый раз между данными видами ориентации могут проявиться противоречия.

Периоды и стадии развития ребенка по Эльконину выглядят следующим образом: раннее детство, детство, отрочество, ранняя юность.

Этап раннего детства включает 2 стадии — младенчество (начинается кризисом новорожденности, где происходит развитие мотивационно-потребностной сферы личности) и ранний возраст (его начало знаменует кризис первого года жизни, где преимущественно осваивается операционально-техническая сфера).

Этап детства открывает кризис 3 лет, который знаменует начало дошкольного возраста (освоение мотивационно-потребностной сферы). Вторая его стадия представлена кризисом 6-7 лет и младшим школьным возрастом, где также осваивается операционально-техническая сфера.

Этап отрочества автор теории разделил на стадию подросткового возраста (освоение мотивационно-потребностной сферы), началом которого может считаться кризис 11-12 лет, и стадию ранней юности (осваивается операционально-техническая сторона), которая связана с кризисом 15 лет.

По данным ученого кризисы 3 и 11 лет являются кризисами отношений. Вслед за ними наступают новые ориентации в человеческих отношениях. При этом кризисы, характерные для 1-го, 7-го года и 15 лет являются в большей степени кризисами мировоззрения. Они способны поменять ориентацию в мире вещей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot