Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Характеристика мотивационно-потребностной сферы детей с ЗПР

Определение 1

Мотивационно-потребностная сфера – это различные аспекты личности, ее признаки и свойства, которые определяют направленность ее деятельности, побуждают к выполнению каких-то действий, определенной целевой активности.

Мотивационно-потребностная сфера включает в себя интересы, увлечения, ценностные ориентации личности, ее увлечения, установки, идеалы, мотивы и потребности. Данная сфера основана на мотивации личности, которая имеет свои особенности формирования у разных возрастных групп детей и при разных особенностях психического развития.

Так задержка психического развития ребенка (ЗПР) приводит к особенностям формирования мотивационно-потребностной сферы личности, что связано с отклонением психических процессов ребенка от нормального функционирования и развития.

Развитие мотивов как основного компонента мотивационно-потребностной сферы и их особенности у детей с ЗПР

Определение 2

Мотив – это фактор, побуждающий личность к определенной деятельности, организующий и направляющий ее, выполняющий контрольные функции поведения.

Мотивы поведения являются ведущим компонентом мотивационно-потребностной сферы личности. именно от них зависит положительный настрой ребенка на ту или иную деятельность, формирование желания выполнять то или иное действие, активизация познавательной, физической и иных видов активности.

Мотивация лежит в основе развития ребенка. Только при наличии у него мотивов и потребностей в выполнении каких-либо операций, достижении конкретного результата, возможно достичь успехов в данной области и полноценного развития личности ребенка.

Мотивы ребенка с ЗПР имеют свои особенности формирования. Прежде всего, они характеризуются более медленными темпами развития. Если ребенок младшего школьного возраста с нормальным развитием поступает в школу, с наличием полноценно сформированных мотивов к познанию и учению, то у ребенка с ЗПР, данные мотивы оказываются недостаточно развитыми или неразвитыми в принципе.

«Характеристика мотивационно-потребностной сферы детей с ЗПР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все мотивы мотивационно-потребностной сферы личности делятся на три блока:

  • Внешние.
  • Внутренние.
  • Промежуточно-соревновательные.

Каждый блок мотивов имеет свою специфику развития у ребенка с ЗПР.

Внешние мотивы отражают получение какой-то награды, похвалы или, напротив, наказания за совершенное действие. Ребенок с ЗПР переживает стресс намного интенсивнее, чем обычный ребенок. Поэтому, выполняя какое-то действие, он боится, что не успеет выполнить его вовремя или ошибиться, что активизирует его тревожность, эмоциональный дисбаланс организма и, в итоге успешность его деятельность значительно снижается. Находясь в стрессовом состоянии, ребенок оказывается неспособным сконцентрироваться на выполнении задания, сделать его внимательно и верно.

К внутренним мотивам относятся интересы, желания и потребности ребенка, побуждающие его к совершению различных видов действий. Так, у ребенка с ЗПР преобладают игровые мотивы деятельности т.е. он стремится выполнить какое-то задание, если оно представлено в игровой форме. Также, ребенку с ЗПР свойственно стремление к сохранению привычного для него ритма жизни и деятельности. Он не желает выполнять что-то новое и неизведанное. Ему привычнее совершать операции стандартного типа, с привычными особенностями и ритмом функционирования.

Промежуточно-соревновательные мотивы отражают побудителей к выполнению различных действий, формирующихся на основе сравнения своей деятельности и ее итогов с деятельностью других людей и их успехами. У ребенка с ЗПР наблюдается повышенная чувствительность и они с трудом переживают неудачи. Поэтому, необходимо их поддерживать, подбадривать, хвалить и поощрять близким взрослым. Дети с большим трудом переносят критику взрослых. Она может привести, даже, к развитию депрессивного состояния ребенка. Поддержка ребенка с ЗПР и его начинаний является важным условием его социального развития и активизации познавательного потенциала.

Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Специфические свойства мотивационного развития ребенка с ЗПР

Мотивационно-потребностная сфера ребенка с задержкой психического развития обладает рядом особенностей:

  1. Отсутствие познавательной заинтересованности. Ребенок, в силу специфики его психического развития не нуждается в познании, поэтому его познавательные интересы оказываются несформированными вовсе или, имеют слабую степень развития.
  2. Сниженная мотивация к учебной деятельности. К началу школьного обучения, ребенок с ЗПР, как правило, оказывается не готов к новой социальной среде и новой деятельности. он не проявляет особого интереса к обучению. Это приводит к тому, что любые задания педагога, независимо от того, касаются они учебной или иной деятельности, имеют низкий уровень выполняемости, а то и не выполняются совсем.
  3. Дисгармония мотивации ребенка с ЗПР в отношении сопоставления его реального уровня развития и личностного потенциала. Это приводит к тому, что реально функционирующие мотивы и то, «как должно быть» находится в дисбалансе. Психика ребенка ЗПР намного отстает от нормального развития, что приводит к проблемам в формировании поведенческих реакций, формировании социального взаимодействия. Поэтому, ребенок может и хотеть учится, ходить в школу, но не осознает для чего это нужно.
  4. Развитие фрагментарных представлений о различных процессах окружающего мира и социума. Ребенок с ЗПР не может полноценно представить устройство мира и сформировать целостное представление о социальной среде. Это вызывает затруднения в развитии у него желания быть частью социума, строить систему взаимоотношений с его членами. Он не понимает своего предназначения в социальной сфере и не находит своего места в ней.
  5. Приоритетную позицию в мотивационной сфере занимает мотив избегания т.е. ребенок стремится уйти от выполнения сложных заданий, разрешения трудностей, поскольку не способен вникнуть сразу в суть задания. Он стремится уйти от неудачи его выполнения, поскольку это вызывает у него нервное напряжение и психическое расстройство.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot