Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с низким уровнем учебной мотивации

Определение 1

Психолого-педагогическое сопровождение – это создание специальных условий, благоприятной среды для социального, физического, нравственного, познавательного развития учащихся и полноценного освоения образовательной программы на конкретном этапе обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение требуется учащимся, которые испытывают разнородные проблемы в обучении. Оно включает в себя деятельность различных специалистов – педагогов, психологов, социальных и медицинских работников, направленную на создание развивающей среды в учебном заведении и устранение проблем в развитии каждого отдельного учащегося.

Структура и содержание сопровождения низко мотивированных учащихся начальной школы

Определение 2

Сопровождение учащихся начальной школы – это комплекс действий, мероприятий, методик, направленных на приобщение детей к образовательному процессу и устранение проблем, препятствующих этому.

Период обучения в начальной школе – особенный этап в развитии ребенка. Он требует прохождения адаптации, переживания возрастного кризиса и принятия нового вида деятельности, которая на длительное время займет первостепенное значение. Каждый ребенок имеет свою специфику развития, обладает определенным уровнем познавательной и социальной мотивации. При ее отсутствии возникает ряд проблем в его обучении.

Смыслом психолого-педагогического сопровождения на начальных этапах школьного обучения является помощь учащимся в преодолении проблем социальной адаптации, разрешение трудностей в обучении и развитие мотивации познанию.

Психолого-педагогическое сопровождение немотивированных учащихся нацелено на создание комфортной среды пребывания ребенка и условий для его гармоничного, плодотворного развития. Сопровождение ориентировано на решение ряд задач формирования учебной мотивации:

«Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с низким уровнем учебной мотивации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Определение причин трудностей в обучении.
  • Определение причин отсутствия мотивации к учебной работе.
  • Подбор образовательного маршрута под конкретные возможности и потребности учащегося.
  • Развитие психолого-педагогической компетентности родителей в данных вопросах.
  • Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов и своевременное повышение уровня их профессионализма.

Психолого-педагогическое сопровождение немотивированных учащихся реализуется по следующим направлениям:

  • Создание в учебном заведении предметно-развивающей среды.
  • Организация помощи каждому конкретному учащемуся в решении его проблем в обучении.
  • Организация взаимодействия с родителями, направленного на решение проблем мотивации учащихся.
  • Сбор и анализ информации, направленной на разработку содержания педагогического сопровождения и отдельных направлений его реализации.
  • Разработка методических основ работы педагогов в детьми данной категории и оказание им помощи в обучении немотивированного ребенка.

Педагогическое сопровождение включает в себя определенные мероприятия, которые отслеживают динамику развития ребенка, успешность его обучения и иные показатели, напрямую связанные с формированием мотивации к учению – взаимоотношения в коллективе учащихся, развитость психических процессов, индивидуальные интересы и потребности.

Основные формы работы в рамках психолого-педагогического сопровождения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные формы работы в рамках психолого-педагогического сопровождения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В ходе педагогического сопровождения происходит формирование у учащихся навыков коммуникации со сверстниками и взрослыми, которые позволяют им устанавливать продуктивное взаимодействие в коллективе и с педагогами начальной школы. Также, проводятся психологические тренинги по устранению тревожности учащихся, минимизации их страхов и повышению самооценки. Кроме того, учащимся начальной школы необходимы когнитивные способности для полноценного освоения образовательной программы.

Принципы реализации сопровождения младших школьников с низким уровнем учебной мотивации

Реализация психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы осуществляется на основании ряда принципов:

  1. Принцип диагностирования. Он отражает необходимость проведения исследования причин отсутствия у учащегося учебной мотивации, которые лягут в основу индивидуальной программы сопровождения.
  2. Принцип системности. Он предполагает единство и связь диагностики, коррекции развития и ориентации на учебную деятельность учащегося с низким уровнем мотивации к познанию.
  3. Принцип учета интересов и потребностей ребенка. Каждая проблемная ситуация отдельного учащегося имеет индивидуальную основу возникновения и особенности протекания. Потому, педагогу необходимо ориентироваться на решение проблемы, исходя из особенностей развития конкретного учащегося в ориентации на оказание ему максимально возможной помощи и устранения существующих затруднений и проблем развития.
  4. Принцип компетентности. Он требует от педагога знаний в области психологии, педагогики, социальной работы, дефектологии, поскольку, привлечение специалистов к сопровождению не всегда возможно. Подбор эффективных упражнений, методов работы требует не только знания дидактических принципов, возрастной психологии, но и знаний из области нейропсихологии, дефектологии, нейропедагогики, которые позволяют определить уровень развития ребенка и причины его нежелания учится, т.е. установить, заложены ли они в имеющихся отклонениях в развитии, вызваны социальными, бытовыми факторами или простым отсутствием интереса к учебной деятельности.
  5. Принцип эмоциональной связи. Он означает, что в ходе сопровождения между педагогом и учащимся должен быть установлен эмоциональный контакт. Педагогу необходимо чувствовать учащегося, чтобы у него сформировалось доверие к педагогу и желание с ним взаимодействовать.
  6. Принцип отбора адекватных методов и средств. Он означает, необходимость подбора таких средств и приемов работы, которые позволят развить у учащихся мотивацию к обучению, ликвидировать его проблемы. При этом, методы должны отвечать уровню развития учащегося, его потенциальным возможностям и не должны противоречить его правам и свободам.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot