Методология педагогического исследования
Методология педагогического исследования – это совокупность принципов, способов и форм организации педагогического исследования.
Методологическое содержание педагогического исследования во многом зависит от проблемы исследования и поставленной цели. Опираясь на проблему и цель, исследователь подбирает наиболее действенные методы, средства, способы и формы организации исследования, которые и составляют его методологию.
Методология педагогического исследования является концептуальным положением всего исследования, обеспечивает получение наиболее объективной и правдивой информации по изучаемой проблеме.
В практическом смысле методология исследования – это, прежде всего, философия и психология исследуемой личности или процесса, особенности становления и развития, подходы к пониманию природы и сущности, роли в социальной жизнедеятельности.
Таким образом, методология педагогического исследования зависит от того, что является объектом и предметом исследования.
Задачи методологии в педагогическом исследовании:
- Постановка и определение цели (целей) исследования. В данном случае необходимо учитывать уровень развития науки, потребности практической педагогики, социальный заказ, возможности научного коллектива и самого исследователя.
- Исследование педагогических процессов, с целью установления внутренней и внешней позиции саморазвития, развития и обусловленности.
- Изучение воспитательно-образовательных проблем с позиции различных наук о человеке (психологии, физиологии, психологии, генетики и т.д.).
- Осуществление системного подхода в организации исследования. Наличие взаимосвязи между явлениями и элементами, структурой, их взаимоподчиненностью, динамикой изменений, особенностями, факторами становления и т.д.
- Выявление противоречий в процессе воспитания и обучения, разработке рекомендаций по их устранению и предотвращению.
- Осуществление связи теории с практикой. Разработка новых идей и их последующая реализация, должны опираться на реальный педагогический опыт, и не должны быть от оторваны от практической работы, реализуемой педагогами в рамках воспитательно-образовательного процесса.
Методологические принципы педагогического исследования
Организация эффективного педагогического исследования во многом зависит от методологических принципов и их соблюдения. Выделяют следующие методологические принципы педагогического исследования:
- Принцип целостного изучения педагогического процесса или явления. Цель установления связи – это показ влияния разнообразных внешних факторов на формирование качеств личности и раскрытие механизма развития ребенка.
- Принцип комплексного применения методов педагогического исследования. Согласно данному принципу в процессе изучения проблем педагогики выдвигается одновременно несколько задач, направленных на достижение поставленной цели исследования.
- Принцип объективности подразумевает проверку и перепроверку каждого полученного факта несколькими методами исследования.
- Принцип одновременного изучения личности и коллектива. Данный принцип основан на том, что личность раскрывается в процессе взаимодействия с окружающими и во время коллективной деятельности.
- Принцип историзма. В принципе конкретного исторического подхода к изучаемой проблеме возможно выделение генетического аспекта – изучение происхождения объекта и основных этапов его становления и прогностического – предсказание перспектив развития явления.
Основные подходы к исследованию педагогических явлений
В настоящее время при организации педагогического исследования ученые – исследователи используют методологические подходы разных уровней. Основной критерий выбора метода – это обеспечение целостности, объективности и продуктивности их научного познания.
Выделяют следующие современные методологические подходы организации педагогических исследований:
- Системный подход – направлен на выделение основных компонентов педагогического процесса (цели, объектов, субъектов и т.д.) и их комплексного исследования.
- Синергетический подход – предусматривает естественную самоорганизацию воспитательно-образовательного процесса и эффективное использование имеющихся внутренних ресурсов.
- Антропологический подход – направлен на «очеловечивание» педагогического процесса, то есть восприятие личности ребенка и ее индивидуальных особенностей.
- Культурологический подход – ориентирован на воспитание культурной личности, раскрытие эстетического и нравственного потенциала.
- Аксиологический подход – направлен на признание ценности жизни каждого человека и включение жизненного опыта ребенка в воспитательно-образовательный процесс.
- Деятельностный подход – предусматривает ориентацию процесса обучения на решение непосредственно учебных задач.
- Компетентностный подход – ориентирован на насыщение воспитательно-образовательного процесса практическими навыками и умениями.
- Личностный подход – направлен на оказание всесторонней помощи ребенку в процесс самореализации и развитии личности.
- Средовой подход - предусматривает соблюдение права ребенка на участие в проектировании и создании образовательной среды.
- Ситуационный подход – создание педагогических ситуаций, в процессе решения которых ребенок получит не только теоретические знания, но и практические умения и навыки. Формируются ключевые жизненные компетенции ребенка.
Выбор подходов обусловливается решаемыми исследователем задачами. Методологические подходы организуют мышление исследователей и определяют набор исследовательских методов. Сложившиеся методологические подходы позволяют вкупе с фактологическим раскрывать и субъектный план получаемого педагогического знания.