Задержка психического развития (ЗПР) – это отклонение от нормального темпа и уровня психического развития, приводящее к различным проблемам в социальной жизнедеятельности и, усложняющее любые виды деятельности ребенка.
Задержка психического развития возникает по разным причинам, вызванным нарушениями функционирования ЦНС, дефектами головного мозга, соматическими заболеваниями и иными патологиями. ЗПР требует коррекции и создания специальных условий для полноценного развития ребенка.
Принципы планирования и построения коррекционной программы
Планирование коррекционной работы по развитию ребенка с ЗПР основывается на нормативных документах специальной педагогики, которые определяют стандарты и условия развития, права детей с ограниченными возможностями.
Планирование начинается с разработки стратегии коррекционной работы и ее тактических направлений деятельности. Они формируются на основе предварительной диагностики отклонений в развитии ребенка, анализа функционирования его различных сфер деятельности организма, выявление психологических проблем и зоны ближайшего развития ребенка с ЗПР, оценивание социальных условий жизнедеятельности ребенка и его реальных отклонений.
Стратегия коррекционной программы, как правило, включает в себя такие направления коррекционной работы, которые помогут в преодолении проблем социального взаимодействия и социального развития ребенка. Коррекционные занятия направлены на устранение недостатков социального поведения, социального взаимодействия ребенка с ЗПР, их максимальное сглаживание и гармонизацию.
Интегрированное обучение предполагает применение такого подхода к организации коррекционного обучения, который позволяет распространять опыт социальной деятельности детей с психическими отклонениями в развитии. Современная образовательная сфера и специальная педагогика ориентируется, прежде всего, на социальное развитие учащегося с различными отклонениями и развитие у него социальных компетентностей, позволяющих ему преодолеть проблемы социализации и, создающиеся предпосылки для интеллектуального, психофизического и иных направлений развития.
В коррекционную программу обязательно должна быть включена работа с родителями детей с ЗПР.
Коррекционная программа формируется на основании следующих принципов:
- Принцип реализации интересов ребенка. Коррекционный педагог должен решать коррекционные задачи, в максимальной степени учитывая интересы и потребности ребенка.
- Принцип системности. Он означает единство всех этапов коррекционной работы, начиная с диагностики, проведением коррекции и ее мониторинга. Коррекционная программа должна иметь системный характер т.е. тесное взаимодействие всех ее этапов реализации, всех коррекционных мероприятий, деятельность разнопрофильных специалистов с участием всех участников образовательного коррекционного процесса.
- Принцип непрерывности реализации программы. Коррекционная программа должна быть полностью реализована и обеспечить ее участникам полное решение их проблем, вызванных ЗПР.
- Принцип вариативности. Он означает, что содержание программы коррекции должно иметь несколько вариантов решения образовательных проблем, ориентированных на разные категории учащихся и разные проблемы. Это касается и коррекционных методик, технологий, приемов и средств.
- Принцип рекомендательного характера предоставления специализированной помощи. Предполагается, что родители или иные представители детей с ЗПР могут выбрать формы и способы получения образования их детьми, выбрать учебное учреждение и оповещаться педагогами о методах и приемах, используемых на коррекционных занятиях с их детьми.
Содержание коррекционной программы
Составление коррекционной программы обучения для детей с ЗПР нацелено на создание системы многоаспектной помощи учащимся с ЗПР, ориентированной на преодоление и сглаживание их отклонений в развитии и создание условий для их полноценного обучения и развития.
На основании поставленных целей формируется содержание коррекционной программы. Оно должно ориентироваться на выявленные в ходе диагностики потребности и индивидуальные особенности развития учащихся, создание условий для реализации особых образовательных потребностей и осуществление личностно-ориентированного и психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Содержание программы включает следующие основные направления коррекционной работы:
- Оказание коррекционной помощи в усвоение основ учебного процесса и его содержания;
- Устранение или максимально возможное сглаживание недостатков личностного развития учащихся для развития личностных свойств и эмоциональных процессов;
- Обеспечение функционирования основных психических функций организма ребенка с ЗПР и развитие его познавательной деятельности;
- Развитие зрительных и моторных функций;
- Развитие произвольных процессов в регулировании деятельности и самоконтроля поведения;
- Устранение речевых дефектов;
- Развитие мотивации и формирование потребности в обучении.
Содержание программ коррекции носит дифференцированный характер. Оно может изменяться вместе с изменением форм работы, методов коррекции, и зависеть от участия тех или иных специалистов.
Механизмы реализации коррекционной программы
Реализация коррекционной программы опирается на оптимальным образом построенную систему взаимодействия всех специалистов, которые участвуют в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку в психическом развитии. Такая работа предполагает участие психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, воспитателей, медицинских специалистов разного профиля и ориентированность многоаспектное рассмотрение причин затруднений в обучении, комплексное решение коррекционных задач обучения, согласованное и оптимальное воздействие на личность каждого учащегося, ее эмоциональную и волевую сферу.
Именно тесное взаимодействие различных специалистов, их отлаженная коррекционная работа является эффективным механизмом реализации коррекционной программы. Комплексное воздействие обеспечивает результативность психологической и педагогической коррекционной работы.
Кроме того, педагоги должны выстроить систему взаимодействия с семьями детей с ЗПР и организовать социальное партнерство с внешними институтами и коррекционными ресурсами.