Общее недоразвитие речи (ОНР) - это речевая патология, проявляющаяся в нарушениях функционирования всех сторон речи, при сохранном интеллекте и слухе ребенка.
При наличии у ребенка данной патологии происходит неверное формирование синтаксических структур языка. Они проявляются в ограниченности используемых типов высказываний, неверности формирования синтаксических конструкций, использовании синтаксических единиц и нарушении синтаксических связей в построении речевых высказываний. Это приводит к сложностям установления ребенком коммуникативного взаимодействия, поскольку, его речь становится непонятной для окружающих и усложняет процесс освоения родного языка, его грамматической структуры. Потому, дети с ОНР подвергаются коррекционному обучению при логопедическом воздействии.
Принципы логопедической работы по развитию синтаксических конструкций у детей с ОНР
Развитие синтаксических конструкций и формирование грамматического строя речи осуществляется у детей с ОНР очень медленными темпами. У них не имеется связи между морфологией и синтаксисом языка и наблюдаются сложности с усвоением семантических компонентов. Это обуславливает реализацию коррекционной логопедической работы в опоре на следующие принципы:
- Принцип системности развития языковых навыков. Синтаксические конструкции находятся в тесной связи с другими сторонами языка, а потому должны развиваться одновременно.
- Принцип комплексной коррекционной работы. Она ориентирована на устранение иных речевых и психофизиологических отклонений в развитии ребенка и развитием всех направлений его речевой деятельности.
- Принцип онтогенеза речевого развития. Речь должна формироваться поэтапно. Потому, формированию ее синтаксической стороны реализуется от семантике к форме т.е. понимание речи должно идти перед развитием ее активного произношения, от освоения простых речевых конструкций к более сложным, от формирования диалогической речи к развитию монологов.
- Принцип коммуникативного подхода в речевом развитии. Он означает формирование навыков использования синтаксических языковых единиц при построении предложений разных типов, ориентированных на различные ситуации, возникающие в общении. Также, логопедическая коррекция является коммуникацией между логопедом и ребенком и формирует навыки построения синтаксических конструкций ребенком в ходе этого общения.
- Принцип практической работы. Он означает доведение освоенного синтаксического навыка до автоматизма за счет его использования в моделируемых ситуациях общения.
- Принцип учета степени развития разных сторон речи ребенка с ОНР. Дефекты речи носят различный характер проявления у разных детей.
- Принцип последовательности коррекционной работы. Важно, соблюдать верную последовательность формирования синтаксических навыков.
- Принцип вариативности форм и методов коррекционной работы. Это необходимо для поддержания интереса ребенка к логопедическим занятиям.
Методики развития синтаксической стороны речи у детей с ОНР
Развитие навыков формирования синтаксической стороны речи реализуется посредством применения таких методик, как:
- Составление предложений по картинкам. Детям предлагается несколько картинок, на которых отображаются различные объекты и ситуации. Дети описывают их, посредством формирования предложений. Это позволяет логопеду оценить механизмы построения речевых конструкций, используемых детьми. При составлении предложений у детей могут возникать затруднения. Предложения могут строиться неправильно. Логопед поправляет детей, дает подсказки в направлении верного построения предложений, помогает найти недостающие слова и т.д.
- Составление предложений по представленному сюжету. Методика ориентирована на формирование навыков установления логических связей в предложении и навыков формулирования связных высказываний. В работе используются сюжетные картинки. Они могут быть представлены в виде карточек, которые раздаются детям, детских рисунков, анимации, представленной на ПК или интерактивной доске. Оценивается умения составлять смысловое высказывание, соответствующее представленному сюжету, его самостоятельное построение, ошибки при построении синтаксических конструкций.
- Составление предложений из слов. Детям даются наборы слов, из которых требуется составить предложения. Им необходимо поставить слова в верной последовательности. Например, Птицы, юг, зимой, улетают – Птицы улетают зимой на юг. Происходит оценка верного расположения слов в предложении, наличие ошибок в построении предложения.
- Составление предложений по схеме. Эта работа является более сложной и ориентирована на детей, речевые навыки которых характеризуются низким уровнем отклонений или же, применяется на более поздних этапах коррекции, когда имеются положительные сдвиги в построении синтаксических конструкций и требуется закрепление навыков. Методика опирается на предоставление детям схем, по которым они составляют предложения. Предложения имеют определенную структуру: наличие конкретных членов, последовательность их расположения. Оценивается соблюдение данной структуры.
- Заполнение пропущенных слов. Данная методика связана с заполнением пропущенных слов в предложениях. Детям даются предложения с пропущенными членами. Они заполняют их. Оценивается не только правильность заполнения пропущенных слов, но и скорость реакции ребенка и количество вариантов слов т.е. можно дополнить предложение не одним конкретным словом, а несколькими. При этом, естественно, это должны быть слова одной части речи.
Все эти методики ориентированы на реализацию коррекционной работы с опорой на зрительное восприятие ребенка. Зрительные органы активно работают и стимулируют речевые процессы. Зрительные образы повышают эмоциональное восприятие ребенка и наполняют его речь выразительностью.