Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система логопедической работы по формированию синтаксических конструкций у детей с общим недоразвитием речи

Определение 1

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это речевая патология, проявляющаяся в нарушениях функционирования всех сторон речи, при сохранном интеллекте и слухе ребенка.

При наличии у ребенка данной патологии происходит неверное формирование синтаксических структур языка. Они проявляются в ограниченности используемых типов высказываний, неверности формирования синтаксических конструкций, использовании синтаксических единиц и нарушении синтаксических связей в построении речевых высказываний. Это приводит к сложностям установления ребенком коммуникативного взаимодействия, поскольку, его речь становится непонятной для окружающих и усложняет процесс освоения родного языка, его грамматической структуры. Потому, дети с ОНР подвергаются коррекционному обучению при логопедическом воздействии.

Принципы логопедической работы по развитию синтаксических конструкций у детей с ОНР

Развитие синтаксических конструкций и формирование грамматического строя речи осуществляется у детей с ОНР очень медленными темпами. У них не имеется связи между морфологией и синтаксисом языка и наблюдаются сложности с усвоением семантических компонентов. Это обуславливает реализацию коррекционной логопедической работы в опоре на следующие принципы:

  • Принцип системности развития языковых навыков. Синтаксические конструкции находятся в тесной связи с другими сторонами языка, а потому должны развиваться одновременно.
  • Принцип комплексной коррекционной работы. Она ориентирована на устранение иных речевых и психофизиологических отклонений в развитии ребенка и развитием всех направлений его речевой деятельности.
  • Принцип онтогенеза речевого развития. Речь должна формироваться поэтапно. Потому, формированию ее синтаксической стороны реализуется от семантике к форме т.е. понимание речи должно идти перед развитием ее активного произношения, от освоения простых речевых конструкций к более сложным, от формирования диалогической речи к развитию монологов.
  • Принцип коммуникативного подхода в речевом развитии. Он означает формирование навыков использования синтаксических языковых единиц при построении предложений разных типов, ориентированных на различные ситуации, возникающие в общении. Также, логопедическая коррекция является коммуникацией между логопедом и ребенком и формирует навыки построения синтаксических конструкций ребенком в ходе этого общения.
  • Принцип практической работы. Он означает доведение освоенного синтаксического навыка до автоматизма за счет его использования в моделируемых ситуациях общения.
  • Принцип учета степени развития разных сторон речи ребенка с ОНР. Дефекты речи носят различный характер проявления у разных детей.
  • Принцип последовательности коррекционной работы. Важно, соблюдать верную последовательность формирования синтаксических навыков.
  • Принцип вариативности форм и методов коррекционной работы. Это необходимо для поддержания интереса ребенка к логопедическим занятиям.
«Система логопедической работы по формированию синтаксических конструкций у детей с общим недоразвитием речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методики развития синтаксической стороны речи у детей с ОНР

Развитие навыков формирования синтаксической стороны речи реализуется посредством применения таких методик, как:

  1. Составление предложений по картинкам. Детям предлагается несколько картинок, на которых отображаются различные объекты и ситуации. Дети описывают их, посредством формирования предложений. Это позволяет логопеду оценить механизмы построения речевых конструкций, используемых детьми. При составлении предложений у детей могут возникать затруднения. Предложения могут строиться неправильно. Логопед поправляет детей, дает подсказки в направлении верного построения предложений, помогает найти недостающие слова и т.д.
  2. Составление предложений по представленному сюжету. Методика ориентирована на формирование навыков установления логических связей в предложении и навыков формулирования связных высказываний. В работе используются сюжетные картинки. Они могут быть представлены в виде карточек, которые раздаются детям, детских рисунков, анимации, представленной на ПК или интерактивной доске. Оценивается умения составлять смысловое высказывание, соответствующее представленному сюжету, его самостоятельное построение, ошибки при построении синтаксических конструкций.
  3. Составление предложений из слов. Детям даются наборы слов, из которых требуется составить предложения. Им необходимо поставить слова в верной последовательности. Например, Птицы, юг, зимой, улетают – Птицы улетают зимой на юг. Происходит оценка верного расположения слов в предложении, наличие ошибок в построении предложения.
  4. Составление предложений по схеме. Эта работа является более сложной и ориентирована на детей, речевые навыки которых характеризуются низким уровнем отклонений или же, применяется на более поздних этапах коррекции, когда имеются положительные сдвиги в построении синтаксических конструкций и требуется закрепление навыков. Методика опирается на предоставление детям схем, по которым они составляют предложения. Предложения имеют определенную структуру: наличие конкретных членов, последовательность их расположения. Оценивается соблюдение данной структуры.
  5. Заполнение пропущенных слов. Данная методика связана с заполнением пропущенных слов в предложениях. Детям даются предложения с пропущенными членами. Они заполняют их. Оценивается не только правильность заполнения пропущенных слов, но и скорость реакции ребенка и количество вариантов слов т.е. можно дополнить предложение не одним конкретным словом, а несколькими. При этом, естественно, это должны быть слова одной части речи.

Все эти методики ориентированы на реализацию коррекционной работы с опорой на зрительное восприятие ребенка. Зрительные органы активно работают и стимулируют речевые процессы. Зрительные образы повышают эмоциональное восприятие ребенка и наполняют его речь выразительностью.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot