Направление и содержание педагогической экспертизы в системе образования
Педагогическая экспертиза – это проверка всей документации, регламентирующей порядок совершения образовательной деятельности на разных уровнях образования и в разных образовательных институтах.
Рисунок 1. Педагогическая экспертиза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проверке подвергаются нормативные акты, регулирующие порядок совершения образовательной деятельности, программы развития образовательного процесса на конкретный временной промежуток, образовательные проекты и иная документация, в которой затрагиваются вопросы обучения и воспитания. Также, проведение экспертизы затрагивает учебную литературу: учебники, учебные пособия. Они проверяются на соответствие государственным стандартам.
Педагогическая экспертиза нацелена на выявление в нормативной документации положений, которые будут отрицательно сказываться на образовательной деятельности, качестве обучения. Поэтому данная проверка является необходимым условием эффективного функционирования педагогической деятельности.
Помимо проверки нормативной документации и программ обучения, педагогическая экспертиза имеет широкий спектр деятельности. Она охватывает следующие направления:
- Экспертиза образовательной среды. В данном случае осуществляется проверка пространственного устройства образовательной деятельности, ее содержания и методов обучения, направления деятельности конкретного образовательного учреждения, его целевое назначение, функциональные возможности, ресурсное снабжение, микроклимат в образовательной среде. Проверив эти параметры на соответствие целям и задачам образования, можно обеспечить качественное исполнение образовательной деятельности.
- Экспертиза педагогических технологий. В этом случае анализируется учебная среда, создание развивающего пространства в образовательном учреждении, ориентация учебного занятия на развитие учащихся, качество учебного процесса и условия его эффективной реализации.
- Экспертиза безопасного образовательного пространства. Анализу подвергается эмоциональный аспект организации образовательного процесса, эмоциональный комфорт, устойчивость образовательного пространства и его стабильное функционирование.
- Проверка профессиональной работы кадрового состава. В этом случае проверяется профессионализм педагогов, оцениваются их достижения, создание авторских проектов, творческих разработок – программ, произведений и т.д.
- Экспертиза внедрения новшеств в образовательный процесс. Экспертами проверяются инновационные разработки и проекты образовательной сферы, разработки отдельного образовательного учреждения, анализируется внедрение новшеств в работу образовательной организации.
- Экспертиза качества образовательных услуг. Проверяется доступность образования всеми гражданами и его эффективность, которая подтверждается оценкой учащихся, педагогов, родителей, а также экспертной оценкой специалистов, проводящих анализ работы того или иного учреждения.
- Экспертиза образовательных программ и учебной литературы. Проверяется соответствие учебников стандартам обучения на том или ином уровне, рабочих программ по отдельным дисциплинам, а также информации, прописанной в том или ином учебном пособии на соответствие ее этапу и уровню обучения и целевому назначению образования.
- Экспертиза методического материала, сопровождающего образовательный процесс. В этом случае происходит проверка применяемых дидактических средств обучения, средств диагностики, методической литературы и информационных ресурсов.
Педагогическая экспертиза, по факту, проводится только, как проверка правовой документации и проектов. Проверка реализуется Минобрнауки РФ.
Правила проведения педагогической экспертизы
Педагогическая экспертиза проводится в соответствии с определенным регламентом, прописанном в Постановлении Правительства РФ от 17.02.2014 года. Данное постановление вводит ряд правил проведения экспертизы педагогических проектов и нормативных актов, принятых по вопросам обучения и воспитания, затрагивающих все стороны и аспекты этих процессов.
Рисунок 2. Педагогическая экспертиза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные правила проведения педагогической экспертизы:
- Проверка нацелена на выявление отрицательных положений в нормативной документации по вопросам обучения и воспитания, которые могут привести в ухудшению качества, оказываемых образовательных услуг. Это правило требует введение таких форм образовательной работы и методов обучения, применения средств и технологий, которые отвечают возрастным и индивидуальным особенностям развития учащихся. А также, исключение введения необоснованных требований к объему образовательных программ и их содержанию, поскольку они могут сказаться на плановых показателях деятельности образовательной организации и повлиять на итоги реализации образовательной работы.
- Проверке подвергаются следующие документы: проекты НПА и законов. Указов Президента и Постановлений Правительства до их правовой проверки; проектов НПА до их гос. регистрации; НПА при анализе их практического применения.
- Нельзя проводить педагогическую экспертизу по той нормативной документации в образовательной области, которая является секретной, содержит конфиденциальную информацию.
- Эксперты, проводящие педагогическую экспертизу, должны обладать должным уровнем квалификации и профессионализма в данной области, иметь определенный опыт экспертной деятельности. Для этого, необходимо получить высшее педагогическое образование и иметь пятилетний стаж педагогической работы или научно-исследовательской педагогической практики.
- Педагогическая экспертиза нормативной документации осуществляется в течение 15 дней со дня его размещения соответствующим исполнительным органом.
- Педагогическая экспертиза завершается составлением отчета по ее проведению, в котором отражаются все итоги проверки, наличие или отсутствие негативных факторов в нормативных актах, влияющих на образовательный процесс. Заключение передается в орган власти, который принял данный НПА.