Педагогическая ознакомительная практика и ее целевое назначение
Ознакомительная практика педагога играет важную роль в формировании его теоретических знаний и практических навыков профессиональной деятельности, развития психологической подготовки к будущей работе, формирования организационных навыков и становления профессиональных компетенций будущего специалиста.
Ознакомительная практика педагога нацелена на формирование полноценных представлений о будущей профессиональной деятельности и знакомство с ее специфическими особенностями. Помимо этого, можно выделить ряд значимых подцелей ознакомительной практики педагога:
- Формирование понимания того, какими качествами должен обладать педагог, чтобы успешно выполнять свою профессиональную деятельность.
- Наблюдение за деятельностью педагогов в реальном образовательном пространстве, позволяющее освоить те или иные теоретические знания и практические навыки выполнения профессиональных педагогических действий и функций.
- Увеличение объема педагогических и психологических знаний, необходимых в педагогической практике.
- Формирование опыта практической педагогической деятельности.
- Подготовка будущих педагогов к работе с разными возрастными группами учащихся и в разных обстоятельствах: детских лагерях, образовательных учреждениях, в производственных условиях.
Исходя из целевого назначения ознакомительной практики педагога, можно выделить ряд задач, которые необходимо реализовать в ходе ее прохождения:
- Мотивация педагога к будущей профессиональной деятельности. Практика позволяет развить интерес педагога к будущей деятельности, увлечь его выполнением своей профессиональной роли;
- Ознакомление с тенденциями развития образовательной деятельности на современном этапе функционирования образовательной системы;
- Знакомство с устройством общеобразовательной школы и ее педагогическим процессом в текущий временной период;
- Наблюдение за реальным образовательным процессом;
- Знакомство с деятельностью школы и ее устройством;
- Углубить теоретические знания по педагогике и найти им практическое применение;
- Рассмотрение деятельности педагога в учебном учреждении;
- Изучение творческой направленности педагогической деятельности, использования творческого подхода в организации учебно-воспитательного процесса;
- Исследование современных технологий и методов практической педагогической деятельности;
- Изучение форм организации учебно-воспитательного процесса;
- Развитие навыков критического анализа педагогической деятельности;
- Развитие потребности у будущих педагогов в усвоение культурных норм и принципов педагогической деятельности;
- Формирование высокой мотивации саморазвития и самопознания, самоутверждения и самосовершенствования будущего специалиста.
Содержание ознакомительной практики педагога
Ознакомительная практика будущего педагога ориентирована на освоение большого объема знаний и навыков, начиная от теоретических научных данных по педагогике, освоения практических педагогических действий по реализации учебно-воспитательной деятельности и, заканчивая формированием психологической компетентности и культуры педагогического общения.
Содержание педагогической ознакомительной практики включает в себя следующие направления деятельности:
- Знакомство с материально-техническим и методическим снабжение образовательного заведения.
- Рассмотрение устройства образовательного учреждения, учебных кабинетов.
- Знакомство с основными видами деятельности педагога, у которого студент проходит практику.
- Выполнение роли помощника. Студент помогает педагогу в организации учебного процесса: встрече и провожании детей, контроле соблюдения дисциплины, отправки детей на обед, досуговом проведении перемен.
- Совместно с педагогом, студент-практикант разрабатывает различные мероприятия, ищет новые способы реализации индивидуальной и групповой работы на учебном занятии, преподавания новой темы.
- Проведение самостоятельной работы с учащимися. как правило, студенту-практиканту доверяется какая-то часть организационной работы, проведение какого-то мероприятия.
Основные компетенции, формируемые в ходе ознакомительной практики
В ходе ознакомительной практики, студент осваивает больший перечень знаний и получает начальные навыки организации педагогического процесса.
По окончанию ознакомительной практики, будущий педагог должен овладеть следующими компетенциями:
- Общекультурные компетенции. Они отражают умения будущего педагога строить коммуникативные профессиональные отношения, социальную мобильность, терпимость и общую культуру поведения. Также, сюда входит освоение юридической культуры, а именно использование нормативных и законодательных актов в профессиональной деятельности, понимание законов и норм, регламентирующих порядок функционирования педагогического процесса.
- Общепрофессиональные компетенции. Они отражают понимание будущего педагога социальной важности своей профессиональной роли, развитие мотивации к профессиональной деятельности, умение выявлять и анализировать проблемы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса и его эффективностью.
- Профессиональные компетенции. Данные компетенции отражают освоение теоретических знаний по педагогике, умения выбирать оптимальные образовательные программы и способы их эффективной реализации, применять в своей работе личностно-ориентированные технологии обучения и дифференцированный подход в организации учебного процесса, навыки использования методической литературы по ведению педагогической работы, владение способами построения взаимоотношений с учащимися разных возрастов, их родителями, педагогическим коллективом и руководством образовательной организации.
По завершению ознакомительной практики, студент должен получить представление о своей будущей работе и понять, что это действительно то, чем он хочет заниматься, расширить знания по организационным моментам педагогической работы, о свойствах личности современного педагога и требованиях образовательной системы и социума, предъявляемых к его личности и деятельности. Кроме того, студент-практикант должен овладеть формами и приемами педагогической практики, ознакомиться с документацией, которую ему предстоит вести, овладеть навыками анализа педагогической деятельности и планирования комплексной педагогической работы.