Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание психики и ее отдельных функций от нормального темпа развития.
ЗПР приводит к незрелости волевых процессов и эмоциональной сферы организма. Она требует построение для такого ребенка индивидуального образовательного и воспитательного маршрута, ориентированного на преодоление замедленных темпов развития тех или иных психических процессов и создание условий для полноценного развития личности ребенка с ЗПР.
Рисунок 1. Особенности детей с ЗПР и ее причины. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Требования к организации коррекционного педагогического процесса
Задержка психического развития ребенка связана с недоразвитием функций его ЦНС, которое воздействует на функционирование психики и ее отдельных сторон и приводит к нарушениям поведенческих реакций и замедляет общее развитие организма ребенка.
В этой связи, при ЗПР необходимо построить специальную систему обучения, носящую коррекционную направленность. Такое обучение предполагает использование специфических методов и средств, выбор определенного содержания учебно-воспитательной работы, ориентированное на учет всех особенностей развития ребенка и формирование его мыслительных операций. Это позволит сформировать у ребенка навыки обучения и приведет к способности овладения учебным материалом, рассчитанным на детей нормального уровня развития.
Коррекционный педагогический процесс строится на основании соблюдения ряда требований. К ним относятся:
- Соответствие образовательной программы уровню развития конкретного учащегося. Это означает дифференциацию образовательной деятельности: учащиеся делятся на коррекционные классы по уровню своего интеллектуального развития и особенностям функционирования психических процессов. При этом, обучение должно носить индивидуальную направленность.
- Многозадачность образовательной деятельности. В ходе реализации образовательной программы, требуется решение не только учебных задач, но и коррекция ЗПР учащегося, т.е. необходимо работать над развитием мыслительных процессов ребенка и устранять все имеющиеся отклонения, мешающие нормальному развитию ребенка.
- Привлечение к образовательной и воспитательной деятельности родителей и иных родственников ребенка. Необходимо построить единый образовательный маршрут и работать над повышением педагогической компетентности родителей ребенка с ЗПР.
- Систематический контроль динамики развития ребенка с ЗПР. Требуется непрерывное наблюдение специалистов за развитием ребенка: психологов, медицинских специалистов, психиатров, педагогов, социальных педагогов.
Организация коррекционного обучения детей с ЗПР
Организация обучения детей с ЗПР имеет свои особенности, которые обусловлены специфическими параметрами их развития.
Стандартная общеобразовательная программа и опора на принципы построения педагогического процесса являются неприменимыми к образовательной деятельности детей с ЗПР. Ребенок не может подходить к обучению сознательно, проявлять в нем активность, а также усваивать учебный материал систематично. Поэтому, для данной группы детей создаются специальные коррекционные программы обучения. Данные программы основываются на следующих направлениях деятельности:
- Нормализация учебной деятельности ребенка с ЗПР. При ЗПР ребенок оказывается неспособен к организации своей деятельности, концентрации внимания. Он импульсивен и не умеет контролировать собственные поведенческие реакции. Это приводит к низкой продуктивности образовательной деятельности. Поэтому, применяются специальные коррекционные методики, проводятся занятия, направленные на нормализацию учебного процесса ребенка с ЗПР.
- Формирование дифференцированной системы обучения. Дети обучаются небольшими группами: по 10-12 человек. Группы формируются по идентичным признакам развития ребенка с ЗПР.
- Упрощение образовательной программы. Учебный материал, предназначенный для познания нормальными детьми, упрощается и сокращается для более продуктивного восприятия детьми с ЗПР.
- Организация непродолжительных учебных занятий: не более 20 минут. Ребенок с ЗПР испытывает проблемы с концентрацией внимания. Его сосредоточенность на новой информации ведет к сильному напряжению мышления. Если проводить уроки более 20 минут, то это приведет к утомлению ребенка и развитию проблем в восприятии учебной информации.
- Применение наглядных и игровых средств обучения. Обучение должно быть увлекательным и интересным для ребенка. Поэтому, важно создать условия для привлечения внимания ребенка к учебной деятельности.
- Применение дидактических средств обучения. Необходимо активизировать мыслительные операции ребенка с ЗПР: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Для этого применяются дидактические средства, которые, с одной стороны, создают условия для реализации учебной деятельности, привлекают к ней ребенка, а с другой стороны, освобождают ребенка от учебной деятельности, посредством выполнения операций, не имеющих отношения к теме урока.
- Исключение однообразных действий. Совершение одинаковых операций приводит к утомлению и перенапряжению учащихся с ЗПР. Поэтому, выполнение однообразной умственной деятельности требует замены на различные формы работы.
- Нестрогая дисциплина. Соблюдение режимных моментов оказывается проблематичным для учащегося с ЗПР. Учебная деятельность, как правило, строится в игровой форме. Ребенок может встать в ходе урока и пройтись по классу, чтобы снять напряжение, организовать обсуждение, интересующего вопроса, с другими детьми. Нельзя загонять детей с ЗПР с дисциплинарные рамки. Это может привести к их апатии и снизит продуктивность образовательного процесса.
- Практическая ориентация изучаемого материала.
Принципы обучения детей с ЗПР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Принципы обучения детей с ЗПР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ