Разделы педагогики
Педагогика, длительно развиваясь и накопив огромный массив информации, преобразовалась в разветвленную систему взаимосвязанных педагогических наук. Главной научной дисциплиной в данной системе является общая педагогика. Она занимается изучением общих закономерностей воспитания человека. Общая педагогика состоит из четырех больших разделов:
- общие основы педагогики;
- теория воспитательного процесса;
- теория обучения или дидактика;
- управление образовательными системами.
Философия воспитания
Фундаментом педагогики является философская наука, в части, занимающейся проблемами воспитания соответственно философия воспитания.
Философия воспитания представляет собой область знаний, используемая в воспитательной практике идеи разных философских систем.
История педагогики
Исследованием развития воспитания в качестве общественного явления и истории педагогических учений занимается история педагогики. Важнейший принцип - принцип историзма не только педагогики, но и любой другой науки. Понимая прошлое, мы можем заглянуть в будущее. Исследование прошлого и сопоставление его с современными реалиями помогает проследить основные этапы развития явлений современности и предостерегает от повторения прошлых ошибок.
Возрастная педагогика
Возрастная педагогика – это особая группа педагогических наук, которая изучает учебно-воспитательную деятельность и ее особенности внутри разных возрастных групп.
Она включает в себя:
- преддошкольную педагогику;
- педагогику дошкольного возраста;
- педагогику школы;
- андрогогику;
- педагогику высшей школы;
- педагогику взрослых.
Ясельная педагогика занимается изучением закономерностей и условий воспитания детей от нуля до трех лет. Значение ее на сегодняшний день стремительно растет по мере проникновения науки в секреты целенаправленного влияния на формирование интеллекта, здоровья, эмоциональной и чувственной областей личности ребенка.
Дошкольная педагогика - это наука о закономерностях в развитии и формировании личности детей дошкольного возраста.
Существует несколько направлений в данной области:
- теория и методика воспитания детей дошкольного возраста;
- дидактика дошкольного образования;
- технологии воспитания детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа;
- технологии воспитания детей дошкольного возраста в семьях различного типа.
Педагогика школы занимается изучением закономерностей обучения и воспитания ребят школьного возраста. Это самая развитая отрасль науки о воспитании.
Предметом изучения педагогики высшей школы служат закономерности учебного и воспитательного процесса в рамках высших учебных заведений, а также специфические проблемы высшего образования.
Андрогогика и педагогика взрослых изучает особенности работы с пожилыми и взрослыми людьми соответственно.
Сравнительная педагогика
Сравнительная педагогика занимается сравнительным анализом образования и воспитания в разных странах мира.
Педагогика труда
Данная дисциплина педагогики изучает проблемы повышения квалификации и переквалификации работников занятых в разных отраслях, расширения спектра знаний и возможностей, приобретения новой профессии в зрелом возрасте.
Взаимосвязь педагогики с другими науками
Педагогика не может существовать вне связи с другими науками, не смотря на то, что она является самостоятельной, развитой наукой и имеет свою достаточно четко ограниченную сферу исследования.
Так как объектом воспитательной деятельности является человек, который растет и развивается, педагогика имеет тесную связь с науками, которые изучают человека.
К таким наукам относятся общественные науки, изучающие человека как члена общества, биологические науки, рассматривающие человека как продукт биологической эволюции, психологические науки, изучающие человека как мыслящее существо со сложным психическим внутренним миром. Общественные науки дают возможность педагогике определить смысл и основные цели воспитания, правильно учитывать в педагогической работе действие общих законов человеческого мышления и бытия.
Этика и эстетика помогают решать педагогические задачи нравственного, эстетического воспитания, формирования научного мировоззрения.
Психология дает понимание свойств природы человека, позволяет строить образование сообразно естественным потребностям и возможностям человека, с учетом механизмов и законов психической деятельности и развития личности.