История развития и возникновения педагогических закономерностей
Педагогические познания идут испокон веков, вначале как опыт, потом – как общетеоретические обобщения, а сегодня – как неоспоримо существующие закономерности.
В древности люди постепенно собирали практические умения по обучению и воспитанию подрастающих поколений. Уже в это время развивались и распространялись практические правила обучения и воспитания, которые помогали успешно готовить молодежь к жизни. Одним из таких правил является наследование опыта старших.
В античный период такие научные деятели как Платон, Аристотель и Квинтилиан пытались обобщать практику обучения и воспитания в виде свода рекомендаций-правил.
Средневековье представляет собой тяжелый этап совершенствования педагогической мысли. Правила обучения и воспитания, действующие в те времена, нередко являлись простым закреплением традиций.
В XVIII веке педагогику воспринимали как прикладное естествознание и полагали, что она подчиняется правилам биологии. Я.А.Коменский и Дж. Локк совершили преобразование педагогики на натуралистических началах. Под их воздействием принципы педагогики стали делить на три аспекта: общественно - исторический, естественно - исторический и психологический.
Экспериментальная педагогика конца ХIХ – начала ХХ в. предполагала, что с помощью эксперимента, измерения и статистики ей удастся раскрыть закономерности педагогического процесса. Попытки определения педагогических законов прослеживаются у Дьюи, Торндайка, Меймана, Кильпатрика.
Закономерности педагогического процесса
Среди обобщенных норм педагогического процесса можно выделить следующие:
- Закономерность динамики педагогического процесса. Воспитательный процесс между преподавателями и учениками имеет поэтапный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем важнее окончательный результат.
- Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Быстрота и достигнутый уровень формирования человека зависит от наследственных факторов, педагогической и учебной среды, вовлечение в учебно-воспитательный процесс, используемых средств и приемов педагогического влияния.
- Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Продуктивность педагогического влияния зависит от усиления обратных связей между учеником и преподавателем.
- Закономерность стимулирования. Плодотворность педагогического процесса зависит оттого, на сколько хорошо действуют внутренние мотивы учебно-воспитательной деятельности.
- Закономерность единства чувственного, логического и практики. Действенность педагогического процесса зависит от быстроты и особенности восприятия чувств, логического понимания воспринятого, практического использования постигнутого.
- Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Результативность педагогического процесса определяется особенностью воспитательной работы и учебно-воспитательной деятельностью учеников.
- Закономерность обусловленности педагогического процесса. Его движение и достижения зависят от потребностей общества и личности, возможностями общества, условиями длительностью процесса.
Педагогический процесс проходит в определенных условиях, которые могут быть более или менее благоприятными для его работы. С увеличением экономических возможностей общественности совершенствуются учебно-материальные и школьно-гигиенические возможности для результативного решения задач всестороннего формирования личности. Поэтому задачи, содержание, методы и формы педагогического процесса зависят не только от потребностей, но и возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.
Таковы две закономерности педагогического процесса, которые определенны его внешними связями.
К тому же, по словам Ю.К.Бабанского, следует исследовать связи, которые происходят внутри самого процесса, т.е. между его главными составляющими:
- связи между процессами обучения, образования, воспитания и развития как образующими элементами неразрывного педагогического процесса;
- связи между процессами обучения и самообучения, педагогического управления и инициативности воспитуемых, преподавания и учения;
- связи между активностью и взаимодействием личности и итогами ее становления;
- связи между потенциалом личности (возрастными, индивидуальными) и направленностью педагогических влияний на нее;
- связи между общественностью и индивидом в педагогической системе;
- связи между целями, содержимым, видами, методами педагогического процесса.
Длительные педагогические поиски и анализ школьной практики указывают на то, что нельзя успешно выстраивать обучение и воспитание детей, если не принимать во внимание хотя бы один из данных видов внутренних связей. Эти связи носят важный, необходимый и всеобщий характер. Они всегда проявляются и поэтому являются неизменными. Отсюда следует, что все эти связи закономерны и их следует выражать в виде обусловленных закономерностей педагогического процесса.
Психолого-педагогические учения, которые проводили Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н.Леонтьев и многими другими, обнаружили, что воспитание и обучение играют важную роль в формировании личности. Как принято говорить в психологии, обучение и воспитание идут впереди развития и определяют его. Л.С. Выготский отмечал:
«Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию… создает зону ближайшего развития ребенка, т.е. вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития».
Установленная закономерная связь заключается и между обучением и воспитанием. Без образования тяжело проводить воспитание, так как человек должен осваивать определенные закономерности, а так же знания, которые он использует в обществе. Кроме того, невозможно поставить обучение, если ученики не образованны, если у них нет позитивного отношения к обучению, они не обладают долгом, ответственностью и др.
Следовательно, в педагогическом процессе все учебные занятия и педагогические действия должны быть нацелены на приобретение высокого и всесторонне развивающего эффекта, воспитание должно носить развивающий характер.