Вы будете перенаправлены на Автор24
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Педагогическими категориями называют ведущие педагогические понятия, представляющие научные обобщения. Это самые общие и содержательные понятия, которые показывают сущность науки, ее определенные и характерные свойства. В каждой науке категории совершают важную роль, они пронизывают все научные знания и как бы объединяют их в целостную систему.
В педагогике имеется много аспектов к описанию ее понятийно-категориального аппарата. Необходимо сказать, что в центре всего педагогического познания находится личность, точнее, те процессы, которые оказывают влияние на ее развитие. Таким образом, можно выделить основные значения педагогики:
Обучение – это целевой, регулярный процесс координированной работы педагога и ученика, сконцентрированный на развитие у ученика системы знаний, умений, навыков и усовершенствование их индивидуально-психологических особенностей.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Воспитание – процесс направленного становления личности в условиях намеренно созданной системы, которая обеспечивает связь преподавателей и учеников.
Развитие – процесс количественных и качественных преображений унаследованных и достигнутых особенностей человека.
Формирование – процесс и результат усовершенствования личности под воздействием внешних и внутренних факторов.
Система формируется как неделимая совокупность элементов, взаимосвязанных так, что с изменением одного меняются другие. Педагогическая система – большое количество взаимозависимых структурных элементов, связанных одной образовательной целью становления личности.
Деятельность, с философской точки зрения, обозначается как своеобразная человеческая форма предприимчивого взаимоотношения к окружающему миру, содержимое которой образует его эффективное преобразование и изменение. Педагогическая деятельность – совместность видов деятельности, осуществляющих функцию приобщения человека к участию в жизни общества.
Педагогическая действительность – та часть реальности, которая взята для научного наблюдения в аспекте педагогической деятельности.
Образовательный (педагогический) процесс – изменение положений системы образования как деятельности.
Педагогическое взаимодействие - оценка педагогического процесса, изображающая намеренный контакт (длительный или временный) преподавателя и ученика, следствием которого является обоюдная смена в поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое взаимодействие заключает в себя в единство педагогического влияния, его активность восприятия и усвоения воспитанником и собственную активность последнего, выражающаяся в ответных непосредственных или опосредованных воздействиях на педагога и на самого себя (самовоспитание).
Такое понимание педагогического взаимодействия выделяет в структуре педагогического процесса два основных элемента – преподавателей и воспитанников, которые представляются их наиболее действенными компонентами. Активность участников педагогического взаимодействия разрешает говорить о них как о субъектах педагогического процесса, воздействующих на его развитие и последствия.
Подход не соответствует общепринятому осознанию педагогического процесса как намеренно образованного, целенаправленного, последовательного, планомерного и всеобщего влияния на школьника с целью развития личности с определенными особенностями. Общепринятый подход сравнивает педагогический процесс с работой преподавателя, преподавательской деятельностью – особенным видом общественной (профессиональной) деятельности, нацеленный на осуществление планов обучения: передача старшего поколения младшему накопленного опыта, образование условий для персонального становления и подготовка к исполнению определенных общественных ролей в мире. Такой подход закрепляет субъект-объектные отношения в педагогическом процессе.
Таким образом, в педагогике существует утверждение: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В итоге, в педагогике субъект – это преподаватель, а объект - ребенок, школьник или вообще обучающийся под чьим-то управлением взрослый. Понятие о преподавательском процессе как субъект-объектном отношении укрепилось тогда, когда утвердился в системе образования авторитаризма как социальное событие.