Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Категориальный аппарат педагогики

Общее понятие о категориальном аппарате педагогики

Педагогическими категориями называют ведущие педагогические понятия, представляющие научные обобщения. Это самые общие и содержательные понятия, которые показывают сущность науки, ее определенные и характерные свойства. В каждой науке категории совершают важную роль, они пронизывают все научные знания и как бы объединяют их в целостную систему.

В педагогике имеется много аспектов к описанию ее понятийно-категориального аппарата. Необходимо сказать, что в центре всего педагогического познания находится личность, точнее, те процессы, которые оказывают влияние на ее развитие. Таким образом, можно выделить основные значения педагогики:

  • образование,
  • обучение,
  • воспитание,
  • развитие,
  • формирование.

Ведущие категории педагогики

Обучение

Обучение – это целевой, регулярный процесс координированной работы педагога и ученика, сконцентрированный на развитие у ученика системы знаний, умений, навыков и усовершенствование их индивидуально-психологических особенностей.

Воспитание

Воспитание – процесс направленного становления личности в условиях намеренно созданной системы, которая обеспечивает связь преподавателей и учеников.

Развитие

Развитие – процесс количественных и качественных преображений унаследованных и достигнутых особенностей человека.

Формирование

Формирование – процесс и результат усовершенствования личности под воздействием внешних и внутренних факторов.

Категориальный аппарат педагогики делится на четыре категории:
  1. Философские категории. Данные категории отображают наиболее полные черты и связи, особенности и свойства реальности, способствуют пониманию и отображению закономерности и тенденции развития самой педагогики и той доли действительности, которую она изучает. Невозможно говорить о предмете педагогика, не используя слова социализация, теория, сущность, явление, общее, единичное, противоречие, причина, следствие, возможность, действительность, качество, количество, бытие, сознание, закон, закономерность, практика и др.
  2. Общенаучные категории - общие для многих отдельных наук, но отличаются от философских категорий. Осуществляя педагогическое исследование, с трудом можно обойтись без таких тезисов как: полнота, строение, функция, элемент, оптимальность, состояние, учреждение, представление, модель, гипотеза, уровень и др.
  3. Частно-научные – персональные понятия педагогики. К ним пренадлежат: педагогика, образование, воспитание, обучение, самообразование, самовоспитание, преподавание, учение, метод обучения (воспитания), учебный материал, учебная ситуация, учитель, ученик, преподаватель, студент и др.
  4. Категории, позаимствованные из других наук: психологии – восприятие, усвоение, умственное развитие, запоминание, умение, навык, кибернетика – обратная связь, динамическая система. Осознание общенаучных понятий применяемых к педагогической науке приводит к обогащению ее персональной терминологии такими словосочетаниями: педагогическая система, педагогическая деятельность, педагогическая действительность, образовательный (педагогический) процесс, педагогическое взаимодействие. Попробуем их охарактеризовать.

Персональная терминология

Система формируется как неделимая совокупность элементов, взаимосвязанных так, что с изменением одного меняются другие. Педагогическая система – большое количество взаимозависимых структурных элементов, связанных одной образовательной целью становления личности.

Деятельность, с философской точки зрения, обозначается как своеобразная человеческая форма предприимчивого взаимоотношения к окружающему миру, содержимое которой образует его эффективное преобразование и изменение. Педагогическая деятельность – совместность видов деятельности, осуществляющих функцию приобщения человека к участию в жизни общества.

Педагогическая действительность – та часть реальности, которая взята для научного наблюдения в аспекте педагогической деятельности.

Образовательный (педагогический) процесс – изменение положений системы образования как деятельности.

Педагогическое взаимодействие - оценка педагогического процесса, изображающая намеренный контакт (длительный или временный) преподавателя и ученика, следствием которого является обоюдная смена в поведении, деятельности и отношениях.

Категориальный аппарат педагогики делится на четыре категории

Педагогическое взаимодействие заключает в себя в единство педагогического влияния, его активность восприятия и усвоения воспитанником и собственную активность последнего, выражающаяся в ответных непосредственных или опосредованных воздействиях на педагога и на самого себя (самовоспитание).

Такое понимание педагогического взаимодействия выделяет в структуре педагогического процесса два основных элемента – преподавателей и воспитанников, которые представляются их наиболее действенными компонентами. Активность участников педагогического взаимодействия разрешает говорить о них как о субъектах педагогического процесса, воздействующих на его развитие и последствия.

Подход не соответствует общепринятому осознанию педагогического процесса как намеренно образованного, целенаправленного, последовательного, планомерного и всеобщего влияния на школьника с целью развития личности с определенными особенностями. Общепринятый подход сравнивает педагогический процесс с работой преподавателя, преподавательской деятельностью – особенным видом общественной (профессиональной) деятельности, нацеленный на осуществление планов обучения: передача старшего поколения младшему накопленного опыта, образование условий для персонального становления и подготовка к исполнению определенных общественных ролей в мире. Такой подход закрепляет субъект-объектные отношения в педагогическом процессе.

Таким образом, в педагогике существует утверждение: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В итоге, в педагогике субъект – это преподаватель, а объект - ребенок, школьник или вообще обучающийся под чьим-то управлением взрослый. Понятие о преподавательском процессе как субъект-объектном отношении укрепилось тогда, когда утвердился в системе образования авторитаризма как социальное событие.

Дата последнего обновления статьи: 18.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot