Объект, предмет и функции педагогики
Отрасль педагогики является одной из самых древних и тесно связана с развитием человека и общественных отношений. Модернизация всех сторон жизни протекала параллельно с передачей опыта своим потомкам. Однако, в зависимости от объёма накопленного человечеством опыта, возможность его передачи потомству всё более усложнялась, поскольку для этого необходимо специально организованное воспитание.
Педагогика прошла длительный и сложный путь развития, в процессе которого постепенно раскрывались закономерности обучения и воспитания. В XVII веке педагогическая наука была классифицирована как самостоятельная отрасль научных знаний. В теории она превратилась в научно-обоснованную систему знаний, а на практике - в настоящее искусство воспитания. Постепенно все большее внимание стало уделяться системе образования, поэтому педагогика стала выступать как наука, изучающая сущность, закономерности педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Как и любая наука, педагогика имеет свой объект изучения, в роли которого принято рассматривать постоянно развивающегося человека. С момента зарождения и до середины XX века объектом педагогики считали детей, их родителей, учителей и других работников образования, принимавших участие в подготовке подрастающего поколения. Позднее активно стала развиваться педагогика взрослого человека (военных, спортсменов, трудовых коллективов, юристов и многих других категорий). В современных условиях постоянные изменения в общественной сфере послужили основанием для расширения объективного поля педагогики. Теперь это наука не только о детстве и школе, но и в целом о жизни человека. Так, практическое применение педагогическая наука находит при исследовании широкого круга вопросов, касающихся государства и общества, поскольку условия их функционирования напрямую оказывают влияние на воспитание, обучение и развитие граждан. Такое видение объекта педагогики отвечает реалиям времени, повышает одновременно социальную значимость и ответственность педагогики в обществе.
Предметом педагогики принято считать воспитание, понимаемое в широком смысле как процесс передачи накопленного человечеством социального опыта от старших поколений к младшим. С другой точки зрения предметом определяется педагогический процесс, целенаправленно организуемый в социальных институтах, и представляющий собой деятельность по обучению и воспитанию человека на всех его жизненных этапах.
Профессиональная педагогическая деятельность строится на знаниях педагогических проблем и явлений, а также опыте их применения на практике. В связи с этим различают следующие функции педагогики: общетеоретическую (выявление закономерностей и принципов организации педагогического процесса), прогностическую (обоснование развития педагогической действительности и образования), и практическую (усовершенствование педагогической практики).
Основные педагогические категории
К категориям любой науки относятся основные понятия, отражающие её сущность. Для педагогики это образование, воспитание, обучение, развитие.
Воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у неё определенного отношения к предметам и явлениям окружающего мира, собственного мировоззрения, а также должного поведения. Педагогика как наука исследует сущность самого воспитания, его закономерности и перспективы развития, методы и принципы, а также особенности конкретного вида (умственного, физического, трудового, эстетического, духовно-нравственного, экологического воспитания).
Именно через воспитание человека происходит его развитие, под которым следует понимать последовательный процесс внутреннего изменения физических и духовных сил. Среди видов человеческого развития выделяют физическое, психическое, духовное и социальное.
Так как главной задачей воспитания является передача новому поколению накопленного человечеством опыта, то следует отметить, что происходит это с помощью образования. Оно подразумевает процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков. Образование может быть общим и специальным и подразделяется на начальное, среднее и высшее.
В образовании выделяется обучение – это процесс непосредственной передачи знаний, умений и навыков при взаимодействии педагога и учащегося. Процесс обучения включает в себя две части: преподавание, когда осуществляется передача знаний, умений и навыков, и учение, когда происходит осмысление полученной информации.
Все педагогические категории тесно взаимодействуют друг с другом и направлены на всестороннее развитие человека.
Связь педагогики с другими науками
Педагогика активно развивается во взаимодействии со многими другими науками, в числе которых философия, социология, психология, экономика, биология, медицина, политология, этнография. На грани этих взаимосвязей появились смежные науки педагогической направленности: педагогическая психология, социальная педагогика, философия образования, педагогическая антропология.
В числе первых сложились связи педагогики с философией, идеи которой предопределили создание педагогических теорий и послужили их методологическим основанием. Связь педагогики с психологией является также одной из традиционных и наиболее устойчивых. Это объясняется учетом той реальности, с которой имеет дело человек, что позволяет эффективно направлять деятельность педагога.
С биологией педагогику объединяет то, что одной из исследуемых проблем обе науки признают соотношение природных и социальных факторов развития человека.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она занимается разработкой во взаимосвязи с медициной системы средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и легче проходят процессы социализации.
Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны, но остаются актуальными и по сей день. Это обусловлено, прежде всего, экономическим стимулированием научных исследований в педагогической сфере, что является немаловажным фактором развития педагогики как науки.
С социологией педагогику объединяет то, что обе науки озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Необходимо отметить, что образовательная политика любого государства всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Вследствие этого связь педагогики с политологией также является одной из самых значимых и непрерывных.
Вклад многочисленных наук в изучение системы образования и воспитания сегодня трудно переоценить, однако, в отличие от самой педагогики эти науки не затрагивают сущностные аспекты педагогического процесса, связанные непосредственно с развитием человека и взаимодействием в рамках этого процесса педагогов и учащихся.