Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общая и профессиональная педагогика

Сущность и отличия общей и профессиональной педагогики

Определение 1

Общая педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием закономерностей процессов обучения, воспитания и развития детей разных возрастных групп и разработкой основ организации учебно-воспитательного процесса в разных образовательных структурах.

Общая педагогика включает в себя основы педагогики, а именно фундаментальные основы процессов обучения, воспитания и развития, теорию обучения т.е. дидактические принципы реализации обучения, теорию воспитания и основы школоведения т.е. процесс регламентации образовательной деятельности и управления образовательным процессом.

Что касается профессиональной педагогики, то ее положение и сущность еще недостаточно определена и изучена учеными. Профессиональная педагогика не выделяется в отдельную отрасль, ее можно рассмотреть в качестве одного из направлений общей педагогики, которая занимается исследованием процессов профессиональной ориентации школьников и системы организации профессионального обучения, ориентированного на подготовку специалистов в области обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Профессиональная педагогика занимается исследованием профессионального определения и сущности личности в пространстве и во времени.

Профессиональная педагогика возникает в результате социальной потребности, связанной с необходимостью подготовки профессиональных педагогов, реализующих обучение и воспитание подрастающего поколения, ориентированное на достижение определенного целевого назначения.

Профессиональная педагогика занимается:

  • разработкой стандартов профессионального обучения;
  • развитием профессионального образования по конкретному пути;
  • формированием системы профессиональных педагогических взаимоотношений;
  • регламентацией образовательной профессиональной работы;
  • выработкой способов подготовки профессионально компетентных педагогов различных уровней обучения;
  • разработкой способов реализации профессионального потенциала личности.

Современное развитие профессиональной педагогики связано с ее ориентацией на профессиональное образование. Она зародилась и оформилась в рамках общей педагогики, а сейчас продолжает свое развитие, углубляется и обосабливается в отдельную научную отрасль, узкой специализации.

«Общая и профессиональная педагогика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Профессиональная педагогика занимается исследованием образовательной деятельности учащегося.



Рисунок 1.

Если сравнивать общую и специальную педагогику, то стоит отметить, что процесс учения связан с деятельностью учащегося по получению знаний и овладения определенными способами деятельности. если учащийся осваивает мыслительную работу, то соответственно, он развивается интеллектуально, формирует универсальные учебные действия, вырабатывает компетенции. Это заложено в основу общего образования подрастающего поколения. Когда учащийся овладевает какими-то навыками, вырабатывает компетенции, то у него формируются какие-то практические навыки деятельности, трудовые умения. Такое обучение носит не общий характер, а деятельностный. Соответственно, происходит переход от теории к практике, который связан с деятельностным характером образовательного процесса, лежащего в основе профессиональной педагогики.

Содержание профессионального образования имеет теоретическую составляющую, но оно нацелено на получение человеком определенной профессии.

Профессиональная педагогика и общая педагогика имеют общие стороны и сферы проникновения. Так, профессиональная педагогика проникает в систему общего образования в виде дисциплин изобразительного искусства, проведения уроков технологии, реализации внеурочных мероприятий, различные направления допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации учащихся. Что касается, общей педагогики, то ее дисциплины входят в программу профессиональной подготовки специалистов разных областей: иностранные языки, физика, математика, черчение и т.д.

Таким образом, общая педагогика выступает методологией общего образования, реализуемого на уровне школы и профессионального обучения, а профессиональная педагогика лежит в основе организации профессионального образования, начиная с уровней предпрофессиональной подготовки, охватывая профессиональное обучение и самообучение личности в течение всей ее жизнедеятельности.

Подходы к историческому развитию профессиональной педагогики

Профессиональная педагогика имеет несколько этапов исторического становления и развития. На ее историю и периодизацию оказывали воздействие разнообразные факторы. В этой связи имеется несколько подходов к истории ее становления:

  1. Онтологический подход. Профессиональная педагогика развивается в зависимости от социально-экономических отношений, сложившихся в данный временной период в обществе. Этот подход относится к воззрениям К. Маркса на развитие общества, как формирование общественно-экономических формаций. Человек в данном случае не является отдельным звеном педагогики. Он относится к социуму и может сосуществовать и профессионально развиваться только во взаимодействии с ним. Таким образом, этапами развития профессиональной педагогики выступают: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодальное государст0ов, эпоха капитализма.
  2. Этногенетический подход. Этот подход связан с теорией формирования этносов и зарождения на этой основе государства. Идея такого развития принадлежит Л.Н. Гумилеву. Профессиональное становление человека определяется социальными и природными факторами. В истории общества имеются определенные этапы развития социума, содержащие свои стимулы и детерминанты. Таким образом на профессиональное становление человека первобытного общества воздействовали природные факторы, а в эпоху капитализма – социальные.
  3. Культурно-исторический подход. Профессиональное становление определяется типом культурного развития общества. Последователь этого подхода М.К. Петров выделяет три типа профессионального развития: лично-именное – первобытнообщинный строй, профессионально-именное – эпоха Средневековья, культуры Китая, Индии, универсально-понятийное – современные западноевропейские государства. Передача знаний между поколениями реализуется посредством трансляции знаний и навыков, реализуемых посредством образования. Трансляция в обучении предполагает профессионализацию и социализацию новых поколений, путем принятия культуры и норм старшего поколения.
  4. Постиндустриальный подход. Он разработан Д. Беллом и предполагает три этапа развития профессиональной педагогики: донаучный – доиндустриальный, индустриальный- зачатки научного развития и научный т.е. постиндустриальный.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot