Различие понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство»
Образовательная среда – это совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых осуществляется учебная деятельность человека, а также комплекс образовательных услуг, реально доступных членам определенной территориальной общности.
Образовательная среда создается таким образом, чтобы обеспечить условия для полноценного развития каждой личности, актуализировать ее потенциал. Для этого реализуется специальное предметно-пространственное построение среды, которое стимулирует развитие каждого ее участника.
Образовательное пространство – это совокупность объектов, тем или иным образом связанных с образованием и, обеспечивающих наполнение пространства важными и значимыми для образования качествами.
Как видно, данные понятия нельзя считать сходными, а тем более синонимичными. Они имеют качественные отличия. К ним относятся следующие аспекты:
- Образовательная среда выступает основой построения образовательного процесса на любом уровне и любом этапе обучения, а не является, лишь, совокупностью объектов образовательной деятельности;
- Образовательное пространство является только малой частью образовательной среды, ориентированной на ее продуктивное наполнение и качественную работу;
- Всеохватывающее воздействие образовательной среды: она формирует личности учащихся и влияет на развитие и профессиональную деятельность педагогов, которые приобретают и развивают опыт деятельности;
- Образовательная среда ориентирована на реализацию целей и задач образования;
- Разные составные компоненты образовательной среды и образовательного пространства.
При этом, следует отметить, что образовательное пространство рассматривается как одна из характеристик образовательной среды, а образовательная среда – в качестве характеристики образовательного пространства.
Образовательное пространство выступает локальной характеристикой образовательной среды.
При этом, в настоящее время идет ориентация на построение единого образовательного пространства т.е. единой среды, в которой будет реализован образовательный процесс. Таким образом, данные понятия приобретают тождественный характер т.е. сливаются воедино и отражают формирование условий для полноценного развития личности. И это вполне закономерно. Ведь образовательное пространство является локальным отражением образовательной среды.
Компоненты образовательной среды
Образовательная среда включает в себя следующие компоненты:
- Пространственно-предметный компонент. Он состоит из архитектурного устройства образовательной среды, ее функционального назначения и использования разных объектов и различных материалов среды, которые ориентированы на применение в целях творческого развития ее субъектов.
- Информационно-образовательный компонент. Он отражает формы и методы образовательной деятельности, технологии реализации обучения и воспитания, образовательные программы и учебные планы.
- Социально-психологический компонент. Он связан со стилем преподавания, стилем построения взаимоотношений между педагогами и учащимися, спецификой развития субъектов образовательной среды и их активном участии при ее построении, коррекции, оптимизации ее функционирования.
Рисунок 1. Три компонента образовательной среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Уровни построения единого образовательного пространства
Построение единого образовательного пространства включает в себя 6 функциональных уровней:
- Аксиологический уровень. Он отражает стратегию реализации образовательной деятельности и организации образовательной среды отдельного учебного заведения.
- Личностный уровень. Он отражает направленность обучения на развитие отдельных учащихся и их саморазвитие, при признании гуманистических основ воспитания и обучения в качестве фундамента построения образовательной среды.
- Семантический уровень. Он связан с созданием предметного поля познания.
- Коммуникативный уровень. Он связан с организацией взаимодействия, построением продуктивных взаимоотношений между всеми субъектами образовательной среды и участниками образовательной деятельности. на данном уровне, образовательная среда становится внешним механизмом саморазвития.
- Организационный уровень. Он включает в свой состав образовательную среду со всем ее многообразием, основанном на трехуровневом построении: целевое назначение среды, поисковое и рефлексивное пространство.
- Итоговый уровень. Он связан с результатами реализации образовательной деятельности, которые проявляются в определенном уровне личностного развития субъектов образования, формировании их познавательных способностей и реализацию познавательных потребностей.
В структуру единого образовательного пространства входят разнообразные службы, ориентированные на сопровождение развития детей с особыми образовательными потребностями, службы реализации культурного развития учащихся, система стандартного образования и дополнительного образования.
В таком пространстве должны быть созданы условия для творческого развития и саморазвития каждого конкретного учащегося, раскрытие его потенциала и формирование у него универсальных учебных действий. Кроме того, в едином образовательном пространстве осуществляется профессиональное развитие педагога, формирование у него опыта деятельности и повышение квалификации.
Единое образовательное пространство опирается на принцип активности. Это означает, что каждому субъекту дается выбор видов и способов деятельности, в которые они включаются, посредством применения разнообразных приемов мотивации и в опоре на систему диалогового взаимодействия. Каждому учащемуся открываются возможности самореализации и самоутверждения, а совместная работа детей и взрослых строится на позитивных и гуманных началах.
Построение единого образовательного пространства регулируется федеральными стандартами – ФГОС, которые выдвигают определенные требования к его устройству и функционированию.