Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность образовательного пространства педагога

Образовательная среда

Основным направлением педагогики в современном мире является развитие возможностей личности педагога. Неуклонно повышаются требования к его профессиональным и личностным качествам, уровню подготовки. Повышенное внимание уделяется грамотности педагогов в сфере информационных технологий, а также возможностям информатизации образования.

Одним из ведущих факторов развития является среда. Переход процесса обучения на новейшие цифровые технологии послужил основой для появления новых образовательных пространств: виртуального, информационного, медиапространства.

Рассматривая образовательное пространство как совокупность различных образовательных сред (как реальных, так и виртуальных), можно указать основные компоненты интеграции этого пространства:

  1. В реальной обучающей среде непосредственная социализация учащихся происходит с помощью специальных приемов, в виртуальной среде обучающийся сам принимает непосредственное участие.
  2. Полученный на реальных занятиях опыт, не имеет внутренних механизмов автоматического переноса на другие практики, наличие такого опыта находится под постоянным управлением и контролем педагога. В информационной виртуальной среде создаются умения, прямо связанные с переносом, обучающийся проходит этап инициации действия.
  3. В реальной практике источник активности – преподаватель, в виртуальной – обучающийся и его интерес.
  4. В реальной среде отсутствует преемственность в методиках и содержании обучения, в виртуальной среде совместное с ребенком обучение помогает анализировать и запускать контекст его развития.

Элементы, составляющие образовательное пространства педагога

Замечание 1

Образовательное пространство педагога включает реальную окружающую среду и информационную (виртуальную) среду.

Каждая среда обладает своими специфическими качествами по основным характеристикам образовательного пространства: подготовка к занятию, образовательная среда, цель занятия, форма занятия, основные этапы занятия, технология обучения, результаты обучения.

Образовательное пространство педагога в реальной среде характеризуется следующими признаками:

  • при подготовке к занятиям педагог разрабатывает конспект занятия, используя методические рекомендации, учебники и дополнительную литературу;
  • образовательная среда создается педагогом;
  • цели занятия формулируются педагогом, их основная задача сводится к выполнению программы;
  • формы занятия преимущественно фронтальные;
  • основные этапы занятия традиционные, как правило, используется пятикомпонентная модель занятия.
  • технологии обучения подбираются самим преподавателем (творческие работы, проектные и интерактивные технологии («поле проблем», «мозговой штурм», «ПОПС-формула», «корзина идей», «уголки», «живая линия», «Вертушка общения» и др.);
  • результатом обучения является предметное оценивание.
«Сущность образовательного пространства педагога» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Образовательное пространство педагога в виртуальной среде характеризуется следующими признаками:

  • прорабатывается возможный сценарий занятия, предусматривается свобода в выборе способов, форм и приемов обучения, активно используются интернет-ресурсы, а также материалы коллег, выложенные в сетевую доступность;
  • образовательная среда конструируется совместно с обучающимся, прорабатываются условия для поиска и анализа информации в соответствии с целью;
  • цель занятия согласуется с обучаемым, обучающие формулируют задачи по постановке и достижению цели;
  • форма занятия чаще всего индивидуальная, реже – групповая;
  • основные этапы занятия согласуются с обучаемым, напрямую зависят от его особенностей и возможностей;
  • технологии обучения подбираются совместно с обучающимся по сценарию занятия (IT-технологии, опенсорсные проекты, пиринг-технологии, коммуникационные технологии, технологии сканирования и мониторинга, технологии хранения информации, технологии дизайна и моделирования и др.);
  • результаты обучения (метапредметные, предметные, личностные).

Типы образовательного пространства педагога

Создание условий для формирования у обучающихся универсальных учебных действий требует, чтобы сам педагог в совершенстве владел такими действиями. Педагог не является простым механическим орудием передачи знаний, он является носителем целой культуры, оказывающей непосредственное влияние на целостное развитие обучающегося.

Образовательное пространство педагога представляет модель нового пространства образования в профессиональной деятельности. Ее поддержка должна осуществляться средствами современных информационных технологий.

Подходы к оцениванию типов образовательного пространства педагога:

1 тип. Образовательное пространство зависит от соотношений виртуальной и реальной образовательной среды (где больше происходит деятельность педагога).

2 тип. Оцениваются средства, которые используют в конкретной образовательной ситуации. Содержание обучения во многом определяется средствами, они выступают инструментом конструирования образовательного пространства.

3 тип. Выстраивание отношений в образовательном пространстве (кому принадлежит ведущая роль, кто принимает участие в образовательном процессе).

4 тип. Учитываются возможности непосредственных участников образовательной ситуации.

Замечание 2

Основная цель выделения различных типов – выявление образовательных ситуаций, воздействующих на педагога.

Разнообразие типов образовательного пространства предопределяет условия для отображения в деятельности педагога ситуативности. Для создания новых конструкций образовательной ситуации необходимо сформулировать проект описания каждого типа образовательного пространства. Деятельность педагога в трансформируемом образовательном пространстве можно рассматривать как необходимое условие изменения, применения и обогащения профессионального опыта.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot