Понятие и сущность педагогической антропологии
Под педагогической антропологией понимается самостоятельная отрасль педагогической науки, направленная на исследование целостного и системного знания об обучении и воспитании человека.
Педагогическая антропология появилась и сформировалась в самостоятельную науку в конце 60-х начале 70-х годов в Европе. В то время, педагогическая антропология представлялась как одно из направлений философии в образовании.
Объект педагогической антропологии — отношения «человек — человек» в системе образования.
Предметы педагогической антропологии – человек развивающийся, становление и развитие в человеке человеческого, а также феномен человека в системе образования.
На сегодняшний день педагогическая антропология занимается следующими исследованиями:
- Процесс взаимодействия между отдельным человеком и человечеством. При этом человек рассматривается как движущая сила исторического процесса и общественного сознания. То есть от развития человека напрямую зависит развитие истории познания, социальные установки и т.д.
- Выделение и разработка методологических подходов к воспитательно-образовательному процессу, актуальных на момент существования необходимости в них.
- Определение и описание принципов организации и реализации воспитательно-образовательного процесса.
- Определение особенностей воспитания и обучения человека на разных возрастных этапах развития. Выделение понятия человек, детство, мотив, ценность и т.д.
- Исследование феномена человека и его жизни: любви, труда, смерти и т.д.
- Возрождение и использование в современном образовании педагогических традиций, проверенных временем.
- Определение места педагогической антропологии как науки среди иных наук и отраслей знаний о человеке.
Значение педагогической антропологии заключается в том, чтобы обеспечивать теорию и практику воспитания необходимыми знаниями о закономерностях развития личности человека на разных возрастных этапах. Только в этом случае можно с точностью определить эффективность или вред то или иного метода воспитания (образования).
Таким образом, педагогическая антропология выступает как фундамент важных типологий разнообразных педагогических ситуаций, имеющих значение для разработки методических способов воспитания и обучения.
Цель и задачи педагогической антропологии
Основной целью педагогической антропологии является раскрытие и описание закономерностей процесса взаимодействия «человек-человек», во время передачи опыта, накопленного поколениями, путем выделения принципов функционирования данного процесса, и формирование его категориального аппарата.
Задачами педагогической антропологии являются:
- Понять, как происходит очеловечивание и социализация человека в процессе роста и взросления, а также каким образом влияют друг на друга люди разных возрастов.
- Определить пути, методы, формы, средства и законы организации полноценного и эффективного воспитательно-образовательного процесса.
- Узнать и понять человека с двух сторон: со стороны воспитуемого и со стороны воспитателя (учителя).
- Выяснить степень воспитуемости и обучаемости человека на разных его этапах жизни и становления.
- Понять и разобраться в том, как человек осознает процесс своего взросления, контролирует его логичность и последовательность, определяет верность этапов прохождения и проверяет (анализирует) результаты педагогического воздействия.
- Выявить и обосновать необходимые условия развития креативности человека в воспитательно-образовательной системе.
- Разработка эффективных образовательных систем и возможности их реализации.
Таким образом, педагогическая антропология концентрирует внимание на осознании сложности педагогической деятельности. Указывает на роль воспитателя и воспитуемого в педагогическом процессе, их взаимодействии друг с другом и зависимости воспитательного процесса от успешности этого взаимодействия.
Проблематика педагогической антропологии
Проблематика педагогической антропологии определяется ее предметом. В настоящее время выделяют три круга проблем педагогической антропологии, которые в свою очередь подразделяются на темы и подтемы:
- Способы познания. В данный круг проблем входят темы, связанные с предметом и объектом педагогической антропологии. Исследуется их история, методы и содержание. Помимо этого рассматривается проблема определения места педагогической антропологии среди иных педагогических наук. Большое значение уделяется исследованию и обоснованию педагогических норм и способов.
- Воспитание человека обществом. Основой данного круга проблем является осознанное и неосознанное воспитательное взаимодействие человека и человечества. В рамках этой проблемы каждый человек рассматривается как член человеческого общества и участник общественных процессов. Для решения проблем второго круга изучается зависимость человека от истории, социальных установок, бытия, уровня образования и т.д. Исследуется педагогическая теория и практика без отрыва друг от друга и от жизни людей.
- Воспитание человека человеком. Становление, развитие и судьба личности, ее воспитание другими личностями составляют третий круг тем и проблем. Движущие силы развития личности и управление ее развитием — наиболее обширные темы педагогической антропологии.
В рамках данного круга проблем выделяется ряд разделов:
- рассматривается ответ на вопрос, почему люди такие, какие они есть, изучаются движущие силы личности;
- исследуется вопросы: «какие мы?», «в чем смысл жизни?», что ожидает человек от жизни и т.п.;
- изучаются вопросы управления и самоуправления развитием личности.
Таким образом, педагогическая антропология занимается изучением развития человека человеком, особенностями его развития на разных этапах взросления и на основании выявленных особенностей разрабатывает эффективные методы воспитания и обучения.