Система организации методической работы и ее направления
Методическая работа – одно из важнейших звеньев системы непрерывной подготовки педагогических кадров школы.
Методическая работа в образовательных учреждениях России представляет собой часть непрерывного образования воспитателей и учителей.
Целями методической работы в школе является:
- освоение наиболее рациональными методами и приемами воспитания и обучения;
- повышение собственного профессионального мастерства;
- повышение методической подготовленности педагога к осуществлению педагогической работы.
Методическая работа проводится непрерывно на протяжении всего учебного года. Она распространяется не только на практическую деятельность педагога, но и на его теоретическую подготовку к урокам.
В настоящее время в условиях модернизации образования актуальность методической работы в школе особенно возрастает. Это связано с тем, что в образовательный процесс вводятся инновационные технологии, происходит внедрение новейших средств обучения и т.д. Каждый педагог должен в полной мере владеть всеми инновациями, уметь эффективно и грамотно внедрять технологии, применять средства и формы обучения. Успешность реализуемой в школе методической работы во многом зависит от правильности поставленных целей и задач, подобранных методов и форм работы с педагогическим коллективом и в целом с ее содержанием.
Основными направлениями методической работы в школе являются:
- Создание научно-методических объединений по вопросам образовательной деятельности школы, координация работы членов объединений по повышению уровня профессиональной квалификации педагогов, а также повышения уровня усвоения знаний учащимися.
- Организация и обеспечение эффективных условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогического коллектива школы.
- Оказание необходимой помощи педагогам в деятельности по самообразованию и самосовершенствованию.
- Необходимое информационное обеспечение образовательного процесса в школе.
- Повышение мотивации педагогического коллектива на осуществление анализа собственной педагогической, научно-исследовательской и поисковой деятельности в рамках образовательного процесса школы.
- Создание необходимых условий для ознакомления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта.
При планировании и организации методической работы в школе, педагогический коллектив в первую очередь старается отобрать только те методы и средства работы, которые бы действительно позволили решить проблемы, стоящие перед школой в данный момент.
Формы методической работы
Педагогический совет – является одной из наиболее распространенных форм методической работы, представляет собой высший орган педагогического руководства школой, который решает вопросы по проблемам повышения мастерства педагогов, качества процессов воспитания и обучения, а также осуществляется обмен опытом педагогов, заслушиваются творческие отчеты и сообщения.
Основные формы проведения педагогических советов - творческие группы, деловые игры, диалоговое общение, анализ, обсуждение педагогических результатов, дискуссии.
Методический совет – коллегиальный совещательный орган, созданный при педагогическом совете, организующий педагогическую работу учителей и создающий все необходимые условия для развития их творчества. Вся деятельность Методического Совета осуществляется на основании годового плана.
Методический Совет определяет стратегию и тактику по совершенствованию педагогического мастерства учителей. На Методическом Совете формулируются основные вопросы, которые необходимо рассмотреть на методических совещаниях и объединениях, осуществляется разработка программ практикумов и семинаров.
Предметное методическое объединения педагогов – включает в себя многообразие деятельности:
- повышение общего уровня педагогической деятельности и качества преподносимых учащимся знаний;
- внедрение в образовательный процесс передового педагогического опыта и достижений современной науки;
- обсуждение наиболее сложных тем и разделов образовательных программ;
- осуществление оценки собственной педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой;
- разработка, внедрение и апробирование разнообразных обучающих и контролирующих программ (технологий), оценка их эффективности;
- подготовка тематики проверочных работ для учащихся по итогам изучения темы, раздела, дисциплины, обсуждение их результативности и полученных результатов.
Деятельность методического объединения осуществляется в соответствии с установленным планом. Особое внимание уделяется совершенствованию образовательного процесса.
Проблемные теоретико-практические семинары – направлены на обеспечение единства теоретической и практической подготовки педагогического коллектива. Занятия, проводимые для педагогов в рамках семинаров, направлены на повышение мотивации к самообразованию. Чаще всего семинарские занятия проводятся в форме деловых или ролевых игр, игр-практикумов, тренингов и т.п.
Творческие группы – группы педагогов, которые созданы на основании общих интересов. Работа в группе основана на какой-либо идее, которую педагоги-единомышленники разрабатывают и внедряют в образовательный процесс с целью его совершенствования и повышения качества образования в школе.
Педагогическое самообразование учителей. В соответствии с новым образовательным стандартом (ФГОС), каждый педагог должен быть активным субъектов процесса самосовершенствования. От того как педагогом осуществляется самообразование зависит качество образовательного процесса в школе, уровень внедрения инноваций и технологий, передового педагогического опыта и т.д. Именно поэтому процессу самообразования учителей отводится такое большое значение.