Вопросы профессиональной и социально-психологической адаптации молодых кадров в библиотеке
В условиях дефицита кадров в библиотечных организациях особое значение имеет работа с молодыми специалистами, которые стремятся работать в системе библиотечного обслуживания населения.
Категория «молодой специалист» является довольно неопределенной, как правило, главный критерий при отнесении сотрудника к этой категории, состоит в возрасте и величине стажа работы по профессии.
К категории молодых специалистов относятся работники библиотек моложе 35 лет, имеющие стаж работы в системе не более трех лет. Как правило, это выпускники высших и средних специальных учебных заведений, которые впервые устраиваются на работу по специальности после получения образования.
Как отмечают психологии и специалисты в сфере труд, первые три года работы специалиста в любой отрасли – самые сложные в плане адаптации и влияния на дальнейшее профессиональное самоопределение личности. Решение о смене профессии или получении второго образования формируется у молодых специалистов именно в первые три года работы. Статистические показатели свидетельствуют, что основной отток специалистов, впервые пришедших на работу по специальности, наблюдается в первый год работы, поэтому особенно важен адаптационный период.
Адаптационный период в профессиональной сфере — это период, в течение которого происходит освоение необходимых профессиональных навыков и формируется привычка к реализации определенной трудовой функции, а также психологическое принятие новой для себя профессиональной роли.
В профессиональной адаптации молодых специалистов библиотечной отрасли особую роль играют различные формы содействия повышению их методической культуры:
- Институт наставничества, работающий в процессе совместной трудовой деятельности и общения коллег.
- Стажировки внутри библиотеки в разных отделах, а также за ее пределами (в других библиотечных учреждения) для молодых специалистов.
- Методическое консультирование и помощь со стороны сотрудников методической службы библиотеки.
- Краткосрочные курсы повышения квалификации.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства для начинающих библиотекарей.
- Участие в различных образовательных профессиональных программах и мероприятиях, например, в «Школе молодого библиотекаря».
«Школа молодого библиотекаря» как форма совершенствования методической культуры начинающих специалистов
«Школа молодого библиотекаря» – один из форматов работы, направленной на повышение методической и профессиональной культуры молодого специалиста. Форма «Школы» предполагает образовательные и профессиональные интенсивы, которые проводятся на базе методических центров региональных библиотек.
В ходе участия в мероприятиях «Школы» молодые специалисты получают следующие возможности для профессионального роста:
- Знакомство с лучшими образцами библиотечной практики.
- Общение с опытными коллегами и начинающими специалистами по актуальным профессиональным вопросам.
- Приобретение новых навыков, необходимых для реализации профессиональных функций.
- Формирование методической культуры специалиста.
- Развитие представлений о самообразовании и саморазвитии в профессиональном отношении.
Эффективность «Школы молодого библиотекаря» в системе социально-профессиональной и психологической адаптации молодых специалистов заключается в том, что она позволяет комплексно влиять на профессиональные установки молодых кадров, создает площадку для знакомства молодых библиотекарей, установления дружеских и профессиональных связей, обмена опытом и повышения квалификации.
Мероприятия «Школы» включают различные формы обучения и развития молодых специалистов:
- Лекции опытных коллег и специалистов в области библиотековедения.
- «Круглые столы», площадки для обсуждения актуальных профессиональных тем.
- Мастер-классы и практикумы от опытных коллег.
- Открытые демонстрационные мероприятия.
- Профессиональные экскурсии.
- Методические консультации и семинары.
В ходе участия в мероприятиях «Школы молодого библиотекаря» начинающие специалисты получают возможность практического знакомства с необходимыми профессиональными компетенциями, а также обмена опытом с коллегами, что является важной частью повышения уровня методической культуры.
Формат «Школы молодого библиотекаря» предполагает проведение ежегодных мероприятий, охватывающих как можно большее число начинающих специалистов. «Школы молодого библиотекаря» также могут быть тематическими. В этом случае они посвящены отдельным аспектам библиотечной работы, например, библиографическому обслуживанию, комплектованию, массовой работе с читателями, методической деятельности, автоматизации библиотечных процессов и проч.
Таким образом, в практике работы с начинающими специалистами формат «Школы молодого библиотекаря» является важной частью работы по профессиональной адаптации выпускников в библиотечной среде.