Особенности учебной мотивации студента
Учебная мотивация – это стимул для активизации деятельности, приложения усилий для реализации познавательной деятельности, выполнения учебных задач.
Учебная мотивация определяет эффективность образовательного процесса. Без мотивации к познанию, продуктивность обучения в разы снижается. Если учащийся не желает прилагать усилий для достижения образовательных целей и задач, то обучение приобретает непродуктивный характер.
Развитие учебной мотивации осуществляется разными методами и способами. Все зависит от конкретного этапа обучения, возрастных особенностей развития учащихся, образовательного учреждения, его образовательной программы.
На формирование познавательной мотивации студентов оказывают воздействия следующие факторы:
- Параметры учебного пространства. В зависимости от того, в каких условиях реализуется образовательный процесс –температурный режим, освещенность, гигиенические нормы, эстетический облик, материально-техническое снабжение учебного процесса, дополнительные помещения и услуги, развивается стремление к посещению учебного заведения, что в свою очередь, мотивирует к учебной деятельности;
- Награды за успешную учебу. Студентам выплачивается стипендия за хорошую учебу и иные поощрительные выплаты, обеспечение питанием, проживанием в общежитии, путевки. Кроме того, осуществляется организация разнообразных конкурсов, которые дают почувствовать свою нужность и значимость, признание окружающими;
- Возможности личностного роста. Если учебное заведение предлагает дальнейшее обучение по профессии, организует дополнительную исследовательскую деятельность, образовательные курсы, факультативы для расширения и углубления знаний, организует разнородные соревнования, то студенты имеют определенную степень мотивации к познанию, дающему ему возможности его профессионального роста.
От данных факторов, во многом, зависит развитие мотивации студентов к познавательной деятельности. однако, формирование стремления к познанию должно быть реализовано на основании соотношения потребностей студентов с целевым назначением образовательного процесса. Мотивы к познанию должны стать личностно значимыми для студента, чтобы побуждать его к учебной деятельности. В этой связи, необходимо обратить внимание на развитие у студентов самостоятельности в познании, ориентированной на самоутверждение и самоактуализацию.
Классификация методов стимулирования познавательной деятельности студентов
Все методы, используемые в образовательном процессе вуза, ориентированные на мотивацию студентов к познанию, можно разделить на следующие группы:
- Методы эмоционального стимулирования. Такие методы направлены на формирование у студента положительного отношения к учебному процессу и его благоприятного эмоционального восприятия. Для этого, в учебном процессе вуза создаются ситуации успеха, которые показывают студенту, что он может чего-то достичь, посредством приложения собственных усилий, а также, что процесс обучения не является сложным и непостижимым и, что в его ходе, можно достичь личностного роста и общественного признания. Также, активное использование имеют методы порицания и поощрения. В их применении главное - продолжительность и объем: порицание должно быть кратким, а похвала довольно длительной. Только так можно достичь эмоционального всплеска. Важно также, расширять круг поощрений. Стоит отметить, что процесс обучения будет увлекать студентов, если применяются игровые методы, которые мотивируют к познанию.
- Методы формирования познавательной заинтересованности. К этим методам, относятся способы развития готовности к восприятию учебного материала, занимательное содержание учебной программы, формирование ситуаций творческого поиска. Эти методы способствуют созданию занимательной атмосферы на учебном занятии. Например, педагог может начать занятие не просто с объявления новой темы, а организации короткой игры, итоги которой приводят студентов к самостоятельному угадыванию новой темы. Также, организация сюжетных игр на учебном занятии делает его интересным и формирует стремление к познанию. Если учащиеся включаются в творческий процесс на учебном занятии, то это способствует развитию у них интереса и потребности в реализации своих творческих возможностей. Для этого используются методы проектов или проблемных ситуаций, дающие студентам широкий спектр возможностей для раскрытия своего творческого потенциала.
- Методы развития ответственности и обязательности. К данной группе относятся методы, рассчитанные на развитие осознанного отношения к учебной деятельности, важности и значимости обучения. К данным методам относятся разнообразные требования, которые предъявляются к учебной деятельности учащихся, их поведению и т.д. Чтобы развить ответственность студента, необходимо внедрение в образовательный процесс контрольных мероприятий по проверке уровня усвоения образовательной программы, выявления ее более сложных аспектов. Это дает педагогу возможности обращения на данные аспекты внимания, повторного разъяснения учебного материала, применению игровых и иных методов, стимулирующих познавательную активность студентов.
- Методы формирования личностных качеств учащегося и раскрытия его творческого потенциала. Данные методы носят косвенный характер, поскольку, они напрямую не связаны с мотивацией к познанию, но без формирования данных свойств невозможно ее достижение. В качестве основных методов данной группы являются разнообразные творческие задания, постановка проблемных ситуаций, методы обсуждения спорных моментов и использование более сложных игр творческого характера.
Проблемное занятие как метод стимулирования познавательной активности студентов
Как правило, проблемный компонент включается в семинарские занятия. Семинары проблемного характера содержат следующие этапы работы:
- Постановка проблемы.
- Выявление знаний учащихся о ней.
- Обсуждение проблемы. Здесь, необходимо дать студентам максимальную свободу в выражении своей точки зрения на исследуемую ситуацию.
- Завершение дискуссии формулирование выводов и приведение результатов обсуждения к общему знаменателю, т.е. формулирование совместного решения по проблеме.