Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды и формы организации преподавания психологических дисциплин

Все предметы / Психология / Виды и формы организации преподавания психологических дисциплин

Методика преподавания психологических дисциплин

Определение 1

Методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп.

Методика преподавания психологических дисциплин направлена на решение следующих организационных задач:

  1. Рассмотрение целей и задачей обучения психологических дисциплин. Без освещения данного вопроса невозможно полноценно и качество преподавать учебные психологические дисциплины. Это связано с тем, что на современном этапе обучения основным является не простое овладение учащихся знаниями и умениями из разных областей психологии, а привитие стремления самостоятельно приобретать знания.
  2. Решение вопросов о дидактических принципах и закономерностях, на основании которых выстраивается процесс преподавания психологических дисциплин.

Таким образом, методика преподавания психологии рассматривает вопросы, чему и как учить, какой оптимальный объем знаний необходимо дать учащимся на разных ступенях подготовки.

Выделяют ряд методов, которые используются при организации преподавания психологических дисциплин:

  1. Методы программированного обучения – совокупность методов, направленных на перестройку традиционного обучения за счет операционализации и уточнения целей и задач преподавания, используемых ранее способов и форм контроля и поощрения учащихся за освоение предметного содержания учебной дисциплины.
  2. Методы проблемного обучения – направлены на акцентирование не основных аспектов объективного знания, в тех практических ситуаций, в которых может оказаться учащийся в будущем, и каким образом он будет применять имеющиеся у него знания.
  3. Методы интерактивного обучения – это методы, направленные на оптимизацию процесса усвоения новых знаний посредством активизации взаимоотношений между учащимися, а также же между учащимися и педагогом.
  4. Словесные методы – это методы, которые включают в себя не только устную речь преподавателя, посредством которой он передает знания студентам, но и печатное слово (учебники, методички, научная литература и т.д.).
  5. Наглядные методы – включают в себя предметы и пособия, которые могут быть представлены учащимся в ходе занятий как сопровождение устного представления знаний, с целью формирования их более полной картины.
  6. Практические методы – это процесс получения учащимися знаний из области психологии посредством выполнения определенных практических действий.
  7. Методы закрепления изученного материала – закрепление изученного материала.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные формы организации преподавания психологических дисциплин

Лекция – это монологическая форма обучения, представляющая собой активность преподавателя, который излагает учебный материал и пассивность учащихся, которые либо слушают, либо конспектируют речь преподавателя.

Лекции имеют несколько функций:

  • информационную;
  • систематизирующую;
  • разъясняющую.

Лекции считаются одной из наиболее сложных форм преподавания, так как они требуют от преподавателя хороших знаний материала и умение его изложения кратко и понятно.

Семинар – это форма организации учебного занятия, которая предполагает активное участие в обсуждении учебного материала, как учащимися, так и преподавателями.

Основной особенностью семинара является то, что в ходе него учащиеся излагают учебный материал, а преподаватель лишь руководит процессом.

Основные функции семинара:

  • расширение знаний из области психологии;
  • закрепление ранее полученных знаний;
  • развитие навыков самостоятельного поиска и обработки информации;
  • стимулирование интеллектуальной деятельности.

В основе семинара заложено то, что учащиеся заранее самостоятельно готовят информацию (материал) по определенной теме и представляют ее в виде пересказа или обсуждения.

В зависимости от активизации деятельности учащихся, принято выделять две формы организации семинарских занятий:

  1. Репродуктивный тип семинарских занятий – это тип занятий, которые направлены на запоминание определенного материала и его последующий самостоятельный пересказ (изложение).
  2. Продуктивный тип семинарских занятий – это тип занятий, которые направлены на активизацию мыслительных способностей учащихся. Предполагает самостоятельный анализ, сравнение, обобщение и критическое осмысление определенного учебного материала или информации.

Практическое занятие по психологии – это форма организации занятия, при которой учебный материал не просто обсуждается студентами, а подразумевается применение полученных ранее теоретических знаний на практике.

Систему таких заданий часто называют практикумом. Наиболее типичными заданиями для практических занятий являются следующие:

  • демонстрация эксперимента;
  • индивидуальное занятие;
  • групповое занятие;
  • экспериментирование в парах или подгруппах;
  • решение психологических задач;
  • дискуссии на психологические темы.

Лабораторная работа — одна из разновидностей практических занятий. Она предполагает использование специального оборудования и приборов. Лабораторные работы часто проводятся, например, при изучении познавательных процессов, таких как ощущения, восприятие, память, мышление. В них реализуются учебные модели лабораторных психологических экспериментов.

Консультация как вид учебных занятий — это беседа преподавателя и учащихся, в которой студенты спрашивают совета и разъяснений преподавателя по определенным вопросам, связанным с учебным процессом. Консультация может проводиться индивидуально со студентом или с группой студентов. Консультации проводятся также во время подготовки студентов к экзаменам и способствуют обобщению знаний студентов по учебному курсу.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис