Общая характеристика методики преподавания математики в начальных классах
Метод может включать в себя неопределенное количество приемов.
Методика обучения – это определенный процесс или система, направленные на образование конкретных знаний, умений и навыков у учащихся.
Методика обучения включает в себя разнообразные методы, средства, принципы и формы обучения.
Таким образом, методика преподавания представлена определенными методами, которые будут наиболее эффективными и результативными в процессе изучения конкретного учебного предмета или дисциплины.
Каждый учебный предмет имеет собственную методику преподавания, которая является актуальной и эффективной только в рамках его изучения. При применении данной методики в процессе изучения другого учебного предмета она будет слабоэффективной, либо вовсе не принесет нужного результата.
Обязанность выбора методики преподавания математики в начальных классах возложена на педагога, который руководствуется в первую очередь образовательной программой и стандартами, а также рядом факторов.
Выбор методики преподавания математики в начальных классах определяется:
- Задачами, которые стоят перед образовательной организацией в настоящее время.
- Спецификой учебного предмета.
- Содержанием учебного материала, который необходимо усвоить учащимся.
- Уровнем развития и подготовленности учащихся к овладению знаниями по учебному предмету.
- Вопросами социальной адаптации и определением будущей профессии.
Основные методы преподавания математики в начальных классах
Ознакомление учащихся с новыми учебными знаниями осуществляется посредством рассказа. В методике преподавания математики данный метод имеет название «метод изложения учебных знаний». Кроме данного метода, большой популярностью пользуется беседа, в ходе которой педагог задает учащимся вопросы, а ученики отвечают на них. Так, педагог имеет возможность не только дать детям новые знания, но и установить уровень имеющихся знаний. Это поможет педагогу представлять новый учебный материал, опираясь на имеющийся у детей прошлый опыт.
Таким образом, представление нового учебного материала по математике в начальных классах, осуществляется посредством использования таких методов как беседа и рассказ.
С целью закрепления полученных теоретических знаний по математике, а также для того чтобы выработать у учащихся необходимые практические умения и навыки, используется такой метод как проведение самостоятельных работ. Также необходимо отметить, что данный метод может быть использован не только для закрепления полученных знаний, но и для самостоятельно приобретения новых.
В общем можно отметить, что методика преподавания математики в начальной школе, предусматривает использование нескольких методов обучения, которые подбираются в соответствии с формой организации совместной работы педагога и учащихся.
Кроме того, методы в рамках методики преподавания математики в начальных классах принято классифицировать в зависимости от источника знаний.
В этой связи методы подразделяются на:
- Словесные методы обучения – рассказ, беседа, работа с учебником.
- Наглядные методы обучения – наблюдение, демонстрация предметов (геометрических фигур) или изображений.
- Практические методы обучения – чертеж геометрических фигур, лепка, измерение с помощью специальных приспособлений (линейка, циркуль и т.д.), аппликация и т.д.
Методика преподавания математики в начальных классах представляет еще одну классификацию методов обучения, которая зависит от способа организации учебной деятельности учащихся (продуктивная или непродуктивная деятельность).
Данная классификация включает в себя следующие методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный метод – заключается в том, что педагог даёт учащимся образец выполнения задания, а затем требует от них самостоятельно выполнить аналогичные.
- Частично-поисковый метод – учащиеся совместно с педагогом осуществляют поиск путей решения определенной задачи, при этом педагог только направляет детей.
- Исследовательский метод – предусматривает организацию творческой деятельности учащихся, направляемую на решение новых для них задач и проблем.
В настоящее время педагоги начальной школы используют данные методы в совокупности, что помогает им достичь высоких образовательных результатов.
Особенности использования методов обучение на уроках математики в начальных классах
Объяснение каждой новой темы педагог должен связывать с уже пройденной темой и изученным материалом, то есть устанавливать взаимосвязь между теми знаниями, которые есть у ребенка и теми, которые педагог только дает. При этом необходимо использовать наглядности, так как у детей младшего дошкольного возраста материал усваивается лучше, если он дается с опорой на наглядно-образное мышление. В качестве наглядностей могут быть использованы разнообразные иллюстративные таблицы, раздаточный материал, схемы, чертежи и т.п.
Методика предусматривает краткое объяснение нового учебного материала учащимся начальной школы, особенно в младших классах. Это связано с тем, что детям сложно удержать длительное время внимание на одном и том же предмете объяснения. Материал следует разбивать на блоки. В этом случае и усвоение будет лучше, и можно избежать утомления учащихся.
После изучения новой темы, педагог проводит с детьми беседу, по предварительно составленной схеме вопросов. Все вопросы должны быть направлены на усвоение учащимися учебного материала, который был ими изучен ранее. Необходимо соблюдать их логическую последовательность. Они должны быть сформулированы четко, кратко, доступно. Организуя фронтальную работу с учащимся, следует учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.
Выбор методов определяется конкретными условиями обучения. Но какой бы метод не использовал учитель, он должен учитывать психофизические особенности учащихся, доступность для них учебного материала, наличие наглядных и технических средств обучения.