Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика начального обучения математике

Сущность методики обучения математике и ее целевое назначение

Определение 1

Методика обучения математике – это отдельная отрасль педагогической науки, включающая целевое назначение, задачи, содержание, принципы и методы обучения математике. Данная отрасль занимается исследованием процесса обучения математике в целях его коррекции, повышения качества и эффективности.

Методика обучения математике имеет свое целевое назначение: она занимается исследованием проблем, существующих в сфере математического образования, процесса обучения математике и математическим воспитанием подрастающего поколения.

Что касается, методики преподавания математики, то она занимается выявлением особенностей математического обучения на том или ином уровне образования и в соответствии с целевыми общественными установками. Таким образом, методика преподавания ориентирована на выявление особенностей обучения математики представителей конкретных возрастов и уровней интеллектуального развития.

Методика преподавания математики определяет целевое назначение обучения, выявляет его структуру и содержание, проектирует методы, приемы и способы организации обучения, средства, с помощью которых можно достичь целевого назначения обучения математике.

Методика обучения математике занимается изучением четырех составляющих:

  1. Цели обучения.
  2. Содержание учебного процесса.
  3. Деятельность педагога.
  4. Деятельность учащихся.
Замечание 1

Каждая из этих составляющих неразрывно связана с остальными и ее функционирование зависит от них. Иными словами, они составляют систему взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, функционирующих в определенных целях.

Изучая каждый отдельный компонент и их системную связь методика обучения математике определяет закономерности процесса обучения математической науки, ее функциональной роли и фактов о содержательной стороне обучения. Это помогает развить практику обучения, расширить его возможности, углубить этот процессы и повысить его эффективность.

«Методика начального обучения математике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Целевое назначение методики обучения математике реализуется посредством достижения таких задач:

  1. Постановка целей изучения науки по группам учащихся – возрасту, классам и темам;
  2. Обязательное планирование обучения, содержания учебной программы, исходя из целевого назначения и познавательных возможностей учащихся;
  3. Определение рациональных и целесообразных приемов обучения и его форм;
  4. Определение средств, применимых в обучении, рекомендации по их рациональному и продуктивному практическому применению.

Цель математического обучения в начальных классах

Обучение в начальных классах специфично тем, что оно связано с первоначальным формированием у учащихся представлений об учебном процессе. Первые элементы учебной работы начинают формироваться в их сознании. Поэтому, важное значение имеет постановка целей и задач обучения на данном этапе обучения детей.

Условия обучения должны быть благоприятными, чтобы всесторонне математически развить каждого учащегося, исходя из уровня его интеллектуального развития, возраста, возможностей. Математическое обучение должно быть построено таким образом, чтобы у учащихся сложились азы математической подготовки, необходимые для последующего более расширенного изучения математической науки.

Обучение математики в начальных классах ориентировано на достижение таких целей:

  1. Создание условий для умственного развития младших школьников. Сюда входит развитие логики, абстрактного мышления, пространственных представлений, обучение математической речи – знаков, символов, особых терминов, получение навыков решения простейших математических задач;
  2. Формирование математической базы. Дети обучаются поиску информации по конкретному направлению: ищут факты, выявляют причины и закономерности развития тех или процессов и явлений, учатся сравнивать и сопоставлять объекты, классифицировать их. Кроме того, проводится обучения решению учебных задач, а также применению простейших математических знаний на практике. Дети изучают алгоритмы арифметических действий, используют их в вычислительных процессах, знакомятся с геометрическими фигурами и их пространственном построении;
  3. Воспитательная сторона обучения. Здесь необходимо, прежде всего, заинтересовать ребенка в изучении математической науки. Дети должны стремится к познанию, получению новых математических знаний, учится применять математические методы в новых обстоятельствах.

Получение первичных математических представлений и знаний обеспечивает развитие ребенка в начальных классах. Дети учатся выстраивать логическую последовательность, исследуют окружающий мир за счет математических фактов, измеряют и вычисляют параметры разнообразных объектов, процессов или явлений.

Содержание методики обучения математике в начальной школе

Содержание учебной программы по математике для начальных классов базируется на следующих методических принципах:

  • Проведение анализа того или иного учебного материала, оценка его целесообразности и актуальности применения в начальных классах;
  • Оценка реальности практического применения теоретических знаний учебной программы;
  • Наличие взаимосвязи между ранее изучаемым учебным материалом и новыми данными;
  • Преемственность с математической подготовкой учащихся в дошкольных учебных учреждениях и этапом обучения в средней школе;
  • Внедрение нестандартной информации, которая ранее не изучалась в школе на уроках математики.
  • Содержание учебной программы по математике для начальных классов имеет свою специфику. Оно включает в свой состав несколько приоритетных направлений:
  • Изучение арифметических компонентов;
  • Изучение математических величин и способов их измерения;
  • Изучение логических понятий;
  • Алгебраическая пропедевтика;
  • Изучение геометрических компонентов и их особенностей.

По каждому направлению утверждаются ведущие понятия, по которым осуществляется реализация содержания обучения.

В содержание учебной программы по математике для начальных классов включаются информационные данные. Предполагается, что дети должны научиться работать с информацией, математическими данными, а именно: уметь читать диаграммы, проводить математический анализ данных, уметь представлять математические модели в своем воображении.

Содержание данной методики можно отразить в виде блоков, включающих: числа, величины, арифметические упражнения, текстовые задачи, пространственные отношения, работа с информационными данными, геометрические фигуры и величины.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot