Сущность понятия «методика обучения»
Методика – это совокупность способов и методов целесообразного выполнения какой-либо работы.
Центром внимания педагогической методики выступают закономерности обучения определенной дисциплине или нескольким дисциплинам. В соответствии со Сластениным В.А. под понятием «методика обучения» рассматривают процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, который их осуществляет, технология же обучения напрямую связана с мастерством педагога.
Технология обучения – это законосообразная деятельность педагога, которая помогает реализовать научно обоснованный проект дидактического процесса и обладает высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, что необходимо для реализации традиционных моделей обучения.
Методику обучения можно рассматривать в качестве целостной системы организации и проектирования процесса обучения, включающей совокупность разнообразных методов и методических рекомендаций, эффективность применения которых зависит от деятельности, мастерства и педагогического творчества.
Рассуждая о разнообразных методиках и технологиях обучения, необходимо отметить корректное замечание Л. Л. Рыбцовой касательно того, что методикой определяется путь, который дает возможность достигать определенных результатов в обучении, а технология обучения направлена на получение гарантированного результата.
Наиболее обсуждаемый вопрос в педагогической среде – какое понятие шире – методика или технология.
Бабиной Н.Ф. была выражена точка зрения, согласно которой – методика обучения помимо вопроса «Каким путем?» также основана на вопросах «Кому? Зачем?», то есть состоит из вопросов образовательной и воспитательной политики, включая выбор технологий обучения.
Рыбцова Л.Л. считала, что технология обучения является более высокой ступенью методики обучения, так как в ней осуществляется более детальная и подробная разработка путей достижения результатов.
Иными словами, в практической деятельности элементы методик обучения и технологий обучения тесно связаны друг с другом.
Значение методики обучения творческим дисциплинам
Образование является движущей силой позитивных и прогрессивных изменений только при условии, что обучающиеся усвоили универсальные компетенции, помимо того, образование подразумевает формирование и развитие творческих способностей и креативности, восприятие творческого результата в качестве универсального средства коммуникации.
В этом плане большая роль принадлежит методике обучения творческим дисциплинам. Отдельно стоит сказать, что методика обучения обладает научной основой, ей характерен высокий креативный потенциал, так как она побуждает педагога направлять все свои усилия на то, чтобы искать новые методы, ставить новые цели и задачи, возможности применять на практике методы обучения.
Иными словами, методика обучает самого педагога целостному мышлению, подходу к своей педагогической деятельности не просто как к некоторому алгоритму методов-шаблонов, а как к единству целей, задач и методов, содержания обучения, но при этом нельзя забывать и про совершенствование своего педагогического мастерства.
Основной целью методики обучения творческим дисциплинам выступает повышение эффективности образовательного процесса и обеспечении основ, чтобы реализовать творческие начала в учащихся. Выделяют следующие основные функции методики обучения творческим дисциплинам:
- определить цель обучения;
- определить и конкретизировать тематику курса;
- учитывать возрастные и познавательные способности учащихся;
- определить структуру курса;
- разработать методы и модели обучения, применять разные педагогические технологии;
- предлагать разнообразные новации – методы, технологии и техники;
- производить диагностику, то есть определять сильные и слабые стороны преподавания;
- прогнозировать результаты обучения.
Другими словами, методика обучения творческим дисциплинам направлена на становление творческих способностей и формирование творчески ориентированной личности, учитывая результаты диагностики индивидуальных особенностей личности.
Структура и практическое воплощение методики обучения творческим дисциплинам
Методика обучения творческим дисциплинам, как и любая другая дидактическая методика, состоит из нескольких структурных компонентов:
- целей и задач обучения;
- принципов обучения;
- содержания обучения;
- средств обучения;
- форм обучения;
- методов обучения – общих и частных.
Практическое воплощение методики обучения творческим дисциплинам – программа учебной творческой дисциплины, в которой подробно расписаны цели, задачи, последовательность тематического содержания дисциплины, план деятельности педагога с учащимися, отмечены формы и методы работы, дидактические материалы, результаты освоения дисциплины, условия реализации данной программы, а также мероприятия по контролю и оценке знаний учащихся.
Основываясь на принципе планирования, ключевом для любой методики обучения и любой программы курса, выделяют ряд признаков, отличающих любую методику обучения:
- целеполагание, предполагающее планирование процесс и результата обучения в соответствии с поставленными целями и задачами;
- педагогические действия, направленные на достижение поставленных целей и задач, технологий обучения;
- диагностические инструменты и процедуры, критерии оценивания результатов.
При этом необходимо отмечать, что несмотря на элемент планирования, программа или план-конспект не ограничивают творческую педагогическую деятельность.
Также необходимо отметить требования, которые предъявляются к методике обучения творческим дисциплинам в качестве определенного алгоритмизированного рецепта. К ним относятся: реалистичность, воспроизводимость, внятность, обоснованность, то есть соответствие целям и задачам, результативность.