Наполнение методического кабинета ДОУ – это совокупность информационных данных об организации учебно-воспитательного процесса и работы педагогов ДОУ.
В методическом кабинете содержатся учебные пособия, методические рекомендации, средства обучения, инструментарий организации различных видов деятельности дошкольников.
Без данного кабинета невозможно организовать продуктивную работу дошкольного образовательного учреждения. Он помогает воспитателям организовывать учебно-воспитательную деятельность ДОУ и выстраивать систему взаимодействия с детьми и их родителями.
Назначение методического кабинета ДОУ
Создание методического кабинета в дошкольном образовательном учреждении является необходимым условием его функционирования. Он ориентирован на:
- Организацию учебно-воспитательной работы, ориентированной на всестороннее гармоничное развитие личности каждого дошкольника, независимо от его потенциальных возможностей и особенностей развития, реализацию воспитательных и образовательных потребностей детей, патриотическое, интеллектуальное и нравственное воспитание, а также создание условий для свободного развития личности каждого дошкольника;
- Приспособление деятельности педагогов ДОУ к текущим социальным потребностям, ориентацию на выполнение социального заказа и удовлетворение потребностей всех воспитанников;
- Своевременную и плодотворную передачу информации педагогам в области передового педагогического опыта, современных методик и технологий организации педагогического процесса ДОУ;
- Организацию взаимодействия с методической службой ОМС и ее подразделениями, иными социальными институтами, заинтересованными в воспитательной работе ДОУ, родителями воспитанников, учреждениями культуры и искусства;
- Организацию целостного целеориентированного педагогического процесса ДОУ.
Принципы организации методического кабинета ДОУ
Проектирование методического кабинета и организация его работы опирается на следующие принципы:
- Принцип простоты. Он означает рациональное использование пространства помещения и снабжение кабинета всеми необходимыми материалами для учебно-воспитательной деятельности.
- Принцип эстетики. Он требует расположение мебели и документации в соответствии с эстетическими требованиями. Необходимо выбрать шкафы оптимальной цветовой гаммы и конструкции, соответствующую им мебель и рационально разместить методические пособия.
- Принцип целевой ориентации. Оснащение методического кабинета должно отвечать целевому назначению образования. Предполагается, что методический кабинет ДОУ должен содержать совокупность методической и учебной литературы, дидактического материала и инструментария, раздаточный материал, аудио и видео информационные ресурсы, нормативная документация и материалы, отражающие специфику деятельности педагогов ДОУ.
- Соответствие расположения кабинета и его компонентов санитарным нормам и требованиям противопожарной безопасности.
- Материалы, содержащиеся в методическом кабинете, должны соответствовать современным методическим принципам и требованиям и быть оптимально систематизированными.
Методический кабинет ДОУ должен содержать не только все необходимые методические материалы, но и правильно размещать их, обеспечивая их доступность, простоту нахождения, легкость ориентации педагогов в их содержании, возможность их самостоятельного нахождения и использования в любой временной период.
Все материалы методического кабинета ДОУ распределяются по тематическим разделам. Например, раздел «нормативная документация» или «детская литература», «портфолио педагога ДОУ».
Содержание методического кабинета и требования к нему
Содержание материалов, представленных в методическом кабинете, можно представить следующими группами:
- Материалы для аналитической и диагностической работы педагогического состава. Сюда входят методические рекомендации по диагностированию развития дошкольников разных возрастных групп, выявлению проблем их развития и семейного положения. Здесь же, находятся рекомендации по организации различных мероприятий, анализ занятий.
- Материалы, ориентированные на повышение качества образования и педагогического мастерства. Сюда входят документы по аттестации педагогов, список требований к различным направлениям работы педагогов ДОУ, требований к личности воспитателей и их помощников, документация по повышению квалификации педагогов, мастер-классы и проведение индивидуальных консультаций, конференций.
- Материалы программного назначения. Они ориентированы на построение образовательных программ ДОУ, обновление их содержания, проведение проверки целесообразности и актуальности методических пособий и авторских методических программ.
- Материалы информационной ориентации. Они отражают современные технологии образовательной деятельности ДОУ, передовой педагогический опыт, дидактические пособия. Здесь же публикуются методические пособия, создаются дидактические и методические материалы.
Методические материалы, содержащиеся в методическом кабинете, включают электронные, печатные, рукописные издания, наглядные пособия, аудио и видео материалы, компьютерные средства обучения в ДОУ.
Чтобы обеспечить оптимальную работу методического кабинета ДОУ, к содержанию его материалов предъявляются следующие требования:
- Актуальность на данной стадии социально-экономического развития. Методический материал должен ориентироваться на удовлетворения текущих социальных потребностей и выполнение социального заказа;
- Соответствие возрастному уровню развития дошкольников. Все рекомендации по работе и деятельности ДОУ должны быть выстроены с учетом динамики развития психических процессов дошкольников, их познавательных, физических и эстетических возможностей и потребностей;
- Содержание методического кабинета должно быть ориентировано на обеспечение высокого качества образования;
- Материалы и информационные данные должны отвечать принципам дидактики и дошкольной педагогики;
- Рациональное распределение методического материала. Все данные должны быть распределены по разделам и систематизированы;
- Нормативная и иная документация методического кабинета должна быть разделена на блоки: документы федерального, регионального и местного характера или разделение на временные периоды введения и действия данной документации;
- Обязательное оформление стендов в кабинете. На них может быть отражена информация об аттестации педагогов, режимных моментах ДОУ, консультациях, конференциях, семинарских занятиях педагогов, график проведения дополнительной работы, требования к участию в конкретном конкурсе и т.д.