Научные взгляды В. Г. Маранцмана
Владимир Георгиевич Маранцман (1932-2007) был профессором филологического факультета Российского Педагогического университета им. А.И. Герцена, членом-корреспондентом Российской академии наук, заведующим кафедрой методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. Герцена, доктором педагогических наук, автором серии базовых учебников по литературе для средней школы.
Цель литературного образовании Маранцман видел не только в интеллектуальном освоении, но и в эмоциональном присвоении гуманистического потенциала искусства и науки, а также обработке эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой и людьми.
Необходимость создать новую программу Маранцман объяснял современными задачами образования, которые связаны с социальным развитием общества. Основа данной программы состоит из следующих принципов:
- соответствие литературного материала возрастным интересам учеников, возрастной проблематике, чем определяется их отношение к предмету;
- ориентировка содержания программы и характер работы по литературе на развитие ученика, опираясь на ведущий тип деятельности на каждой стадии;
- выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что помогает формировать целостное мировоззрение, системный взгляд на мир;
- ориентировка программы на социальные потребности времени и общественную психологию поколения.
Задачи преподавания литературы в разных классах
В программе преподавания литературы Маранцман выделял следующие задачи:
- 5-6 класс: идет формирование способностей видеть отличия одного писателя от другого, понимая при этом своеобразие мироощущения и художественную манеру писателя при анализе отдельного произведения.
- 7-9 класс: дети открывают законы литературы как особый вид искусства. Теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесных искусств выдвигается на первый план. Становится необходимым системное сопоставление литературы и других видов искусства – живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, театра, кино;
- 10-11 класс: идет изучение исторических эпох развития искусства. Суммарное представление о каждой из них поддерживается подробным изучением нескольких текстов, создавая системный взгляд на развитие искусства в исторически далеких эпохах Античности, Средневековья и Возрождения и пр.
Концепция литературного развития учеников
Маранцман внес большой вклад в разработку критериев литературного развития учеников. Этими критериями определяется форма и направленность процесса изучения литературных произведений. Данные критерии разнообразны, но в комплексном применении, они могут предоставить целостную картину отношений ученика и искусства слова.
В. Г. Маранцман собственно литературными способностями считает качества, в разной степени развитые у писателя и читателя:
- способность выражать в словах чувства, представления, мысли и добиваться их адекватного соотношения. Область проявления этой способности крайне широка. Если читатель чувствует эстетическое удовлетворение от правильно найденного художником выражения, то в писателе живет страсть к поиску слов;
- способность образно конкретизировать слова, превращать слово в зрительную, слуховую или другую ассоциацию. Но писатель и читатель так или иначе наделенные мятежным воображением, производят разные действия. Читателем преображается словесный материал, который создал писатель, а писатель творит искусство из материала жизни;
- эмоциональная чуткость к слову, интонации и стилям речи, проявляющиеся игрой словом, цепкостью памяти на слова и фразы, способность угадывать собеседника по отдельным выражениям, проба речевого потока – начиная жаргоном и заканчивая литературным языком. Однообразие речевых потоков проявляется при отсутствии литературных способностей;
- целостное отношение к литературному произведению и общий взгляд на его архитектонику, а также улавливание связей между отдельными частями текста и концепционное восприятие композиции;
- различение индивидуальных художественных систем и исторически отличающихся стилей в искусстве слова. Быстрота и точность узнавания писателя и эпохи по фрагменту текста.
Литературные способности зависят от всего комплекса перечисленных выше качеств. Отсутствие одного из качеств может нарушать контакт человека и искусства слова.
Концепция проблемного изучения литературы в школе
Маранцман внес большой вклад в разработку теории проблемного изучения литературы. Принципы проблемного обучения сформировались в трудах его предшественников. Стремление активизировать учебный процесс и укрепить связи обучения и жизни, стимулировать самостоятельную работу учащихся, создать систему творческих заданий, которые выводят учащегося за границы повторения пройденного подвигли их к развитию идеи о проблемном обучении и превратились в ее составляющие элементы. Но проблемное обучение в качестве системы преподавания – принципиально новое явление, хотя и базируется на прогрессивных тенденциях советской и дореволюционной школы.
Новизна и недостаточная разработанность принципов проблемного обучения частично объясняет сомнения и возражения, появившиеся у некоторых учителей и методистов из-за широкого вхождения проблемности в школу. Это потребовало уточнения позиции, веских аргументов и проверки гипотез на опыте.
Один из сложных аспектов проблемного обучения – соотношение поисковой и репродуктивной деятельности. Сущность проблемного обучения – чтобы каждый брал и добывал на уроках максимальный объем знаний. Но дети должны не просто запомнить предлагаемые факты, а развивать способности осмыслять их и формировать постепенно способность самостоятельного приобретения знаний и способности самообучаться.
При этом проблемное обучение – это не просто самообслуживание учащихся. Слово учителя все еще сохраняет свое значение на уроках. Репродуктивные виды деятельности, создающие основу для проблемного обучения, включает и работу с учебниками, реферирование литературно-критических статей, изложение научно-популярных и исследовательских книг, а внутри этих видов работы должны быть проблемные задания.
Маранцман разработал теорию проблемного изучения литературы. Однако в методике преподавания литературы и сегодня отсутствует единое мнение по вопросу проблемного обучения.
Проблемное обучение в законченном своем виде, в качестве структуры учебной деятельности является системой связанных взаимосвязанных и усложняющихся проблемных ситуаций, в процессе которых учащиеся под руководством учителя могут изучить содержание предмета, способы его изучения и развивают в себе качества, которые нужны, чтобы творчески подходить к науке и жизни.