Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методические аспекты организации исследовательской деятельности младших школьников при обучении математике

Понятие исследовательской деятельности

Определение 1

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная учебная деятельность, протекающая под руководством педагога, направленная на исследование разнообразных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей младшеклассников.

Выделяют три формы работы:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Методика организации учебной исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках математики

Схема проведения исследования младшими школьниками включает следующие этапы:

  • актуализация проблемы. Цель этапа – выявить проблему и определить направление будущего исследования;
  • определить сферу исследования. Цель этапа – сформулировать основные вопросы, ответы на которые требуется найти;
  • выбрать тему исследования. Цель этапа – обозначить границы исследования;
  • выработать гипотезу. Цель этапа – выдвинуть гипотезы, включая самые нереальные варианты и провокационные идеи;
  • выявить и систематизировать подходы к решению. Цель этапа – выбрать методы исследования;
  • определить последовательность проведения исследования;
  • собрать и обработать информацию. Цель этапа – фиксация полученных знаний;
  • проанализировать и обобщить полученные результаты. Цель этапа – структурирование полученного материала, с использованием известных логических правил и приемов;
  • подготовить отчет. Цель этапа – дать определение основных понятий, подготовить сообщение по результатам исследования;
  • доклад. Цель этапа – публичная защита работы перед ровесниками и взрослыми, ответы на вопросы;
  • обсудить итоги завершенной работы.

Заданиями исследовательского характера могут выступать:

  • фокус с разгадыванием задуманного числа, со скоростным сложением трех и пяти многозначных чисел, со скоростным умножением или делением;
  • задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
  • софизмы;
  • игры по типу «Кто первым получит 50».

Исследовательский характер обозначенных заданий предполагает способ выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников

Чтобы развивать умения исследовательской деятельности, как и любое другое умение, необходимо найти и реализовать условия, отвечающие поставленной цели. Необходимо соблюдение следующих условий формирования исследовательских умений младших школьников:

  • целенаправленность и систематичность – работа, направленная на развитие исследовательских умений должна идти постоянно и на уроках, и во внеурочной деятельности. Учителю необходимо использовать исследовательский метод в преподавании тем;
  • мотивированность – нужно помогать ученикам видеть смысл их творчества и исследований, видеть в этом возможность реализовать собственные таланты и возможности, способ саморазвития и самосовершенствования;
  • творческая среда – учитель необходимо создавать творческую, рабочую атмосферу, поддерживать интерес к исследовательской деятельности. Это должно учитываться и использоваться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности;
  • психологический комфорт – учащиеся не должны бояться ошибиться, то есть учитель не должен оценивать их резко негативно. Задача учителя – не подавить порыв и творческие идеи учеников, а поддержать их и направить;
  • личность учителя – чтобы реализовать исследовательские стремления детей, учитель должен работать творчески, стремиться создать творческую, рабочую обстановку и иметь определенные знания и подготовку для ведения занятий по исследовательской деятельности;
  • учет возрастных особенностей – очень важно учитывать в работе психологические особенности учеников начальной школы, исследовательские умения необходимо развивать на доступном детям уровне, а само исследование должно быть интересным и полезным.
«Методические аспекты организации исследовательской деятельности младших школьников при обучении математике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Условия эффективности исследовательской деятельности

К основным условиям эффективности исследовательской деятельности детей относят:

  • ученики должны хотеть провести исследование – учитель и учащиеся должны быть заинтересованы в проведении того или иного исследования, так как если тема будет неинтересна хотя бы одной стороне, то исследования не получится;
  • ученики должны иметь возможность выполнить исследование – для этого учитель должен хорошо представлять всю структуру работы, знать методику, уметь определять направления деятельности. Чтобы выполнить исследование, у учащегося должны быть сформированы некоторые компетентности;
  • ученик должен получать от своей работы удовлетворение, так же как и учитель от совместной с учащимся деятельности.

В первую очередь успех любой работы зависит от того, насколько четко сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть четкой и конкретной, должна быть четко сформулирована, чтобы ясно выделялся вопрос, на который исследователи хотят получить конкретный ответ.

Целесообразно проведение исследований, которыми раскрываются различные связи и зависимости по всем содержательным линиям начального курса математики, например:

  • изменение значения числа от приписывания или отбрасывания нулей в его позиционной записи, то есть линия числа при умножении и делении на 10, 100, 1000 и пр.;
  • изменение результатов арифметических действий в зависимости от изменения одного компонента – линия арифметических действий над числом;
  • пропорциональная зависимость величины – цены, количества, стоимости, длины сторон прямоугольника, его площади и пр. – линия величин и арифметических сюжетных задач.

Игровые задания также должны быть исследовательского характера, тогда в процессе игровой деятельности у младших школьников сформируется необходимость сосредотачиваться на сути выполняемого вычислительного действия, исследовать его механизм. Игровые и занимательные задания исследовательского характера помогают развить такие качества вычислительных умений, как осознанность, рациональность, правильность и действенность.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot