Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка

Мнение Я. Коменского о роли природы в воспитательном процессе

Именно Я. Коменским была разработана концепция воспитания ребенка от рождения до периода зрелости. В основу воспитания ученым был положен принцип природосообразности.

Идеи Коменского о роли природы в воспитании можно обозначить несколькими положениями:

  1. Возрастные этапы развития ребенка обусловлены природными закономерностями. Процесс воспитания необходимо реализовывать в соответствии с ними.
  2. Познание мира природы целесообразно реализовывать в игровой форме. Поэтому детям необходимо давать игрушки в виде животных и растений, осуществлять действия с ним, отражающие модель реальных процессов природы.
  3. На дошкольном этапе развития ребенка ему доступны для освоения только элементарные представления об устройстве окружающего мира.
  4. Система научных знаний о природе должна даваться ребенку в форме и объеме, доступном для его восприятия.
  5. Природа положительно влияет на развитие сенсорных функций организма.
  6. Благодаря природе и знаниях о ней происходит формирование нравственных свойств личности и ее обогащение знаниями и умениями.
  7. Изучение окружающего мира основывается на принципах наглядности и перехода от простого к сложному.
  8. С природой необходимо знакомиться постепенно под чутким контролем и руководством взрослых.

Ж. Ж. Руссо о природосообразности воспитания

Французский философ Жан Жак Руссо основывал свою идеологию на теории свободного воспитания, в основе которого лежит принцип его природосообразности.

Природе, законам ее функционирования и формированию системе знаний о ней Руссо отводил первостепенное значение в воспитательном процессе.

Основные идеи Ж. Ж. Руссо о роли природы в воспитании можно обозначить следующими положениями:

  1. Определяющая роль природы в становлении сенсорных функций организма, в частности чувственного восприятия. Познание должно исходить от чувств. Поэтому чувственный опыт является единственным достоверным источником познания и развития интеллекта ребенка.
  2. Природа выступает основой формирования нравственных ориентиров личности, формирует основы культурного поведения, развивает трудовые навыки. Именно благодаря природе ребенок исследует способы свершения нравственных поступков.
  3. Образование не отделимо от природы. Учебная литература же, напротив, отдаляет ребенка от естественного развития чувств, ознакомления с радостями реального мира. Обучение ребенка возможно только посредством личного опыта: наглядного рассмотрения природных процессов, личного участия в них, непосредственного взаимодействия с природой и ее обитателями.
  4. Воспитание должно ориентироваться на вливание ребенка в природную среду.
  5. Воспитание в природе способствует формированию личностного опыта и внешних чувств.
  6. Приобщение к природе должно проходить в условиях выполнения посильных трудовых работ: сельскохозяйственных, лесных, защита экологии и т.д.
  7. При ознакомлении с природными процессами в теории, необходимо избегать воображаемых объектов. Дети должны узнать об устройстве реального мира, получить адекватные представления об устройстве природы, без суеверий и страхов.
«Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

П. Кергомар о необходимости общения с природой

П. Кергомар – известный французский педагог. Ею была основана школа, базирующаяся на идеях взаимодействия детей с природой.

Ее идеи основаны на постановке природы и взаимодействия с ней во главу воспитательной работы. Именно общение с природой оказывает решающее воздействие на становление и развитие личности.

По мнению Кергомар, взаимодействие ребенка с природой способствует:

  1. Формированию внешней чувственной стороны. Это положительно сказывается на развитии мышления, активизирует работу мозга, в частности, отвечающую за речевые функции, развивает интеллект.
  2. Формированию навыков чтения и письма. Этот процесс должен быть осознанным, тогда он будет проходить более быстрыми темпами и будет эффективным. А его осознание т.е. понимание того, что он читает и пишет, закладывается в природной среде, при непосредственном общении ребенка с природой.
  3. Формированию художественных навыков. Общение с природой активизирует творческий потенциал личности, способствует развитию изобразительных навыков: посредством них ребенок стремиться передать устройство природы, ее красоту и духовную силу.
  4. Формированию трудовых навыков и развитию трудолюбия. В природе ребенок получает навыки выполнения различных трудовых операций, учиться бережному отношению к природе и ее обитателям, стремиться им помочь, создавая скворечники, кормя птиц. Кроме того, из природных материалов формируются различные поделки. Это актуально для детей любой возрастной категории.

П. Кергомар стремилась донести до людей необходимость предоставления детям свободы в общении с природой, призывала не держать их в стенах учебных учреждений и дома, а отпускать в леса и поля для познания устройства природных процессов и наблюдения за различными явлениями.

В своей школе, она предприняла попытку реализации такого обучения. Ею была разработана программа получения элементарных представлений о природе.

О. Декроли о связи воспитания с природной средой

Бельгийский педагог О. Декроли был последователем прогрессивных направлений в развитии педагогической науки. Кроме того, он имел медицинское образование и изучал психологию.

Он выступал за переустройство системы образования в сторону взаимодействия между дошкольными учреждения с природой и социумом. Им была предложена идея о заложении в основу функционирования таких дошкольных организаций принципа «улитки». Он рассматривал ребенка, как улитку, которая однажды высунет свои рожки, если просить ее продемонстрировать их, избегая принудительного, насильственного их вытаскивания.

Замечание 1

Интересы ребенка, его мотивы не формируются, по мнению Декроли, в ходе обучения и воспитания. Они заложены природой и проявляются по мере необходимости, развития ребенка, что также обусловлено законами природы.

В качестве естественных потребностей ребенка, Декроли выделял:

  • Потребность в еде;
  • Потребность в самосохранении;
  • Потребность в труде;
  • Потребность в общении;
  • Потребность в развитии;
  • Потребность в самосовершенствовании.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot