Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Имитационные игры в педагогике

Понятие и функциональная роль имитационных игр

Определение 1

Имитационные игры – это особая разновидность игровой деятельности, основанная на сочетании интерактивных, развивающих, учебных игр, ориентированных на развитие мыслительной деятельности учащихся, позволяющих развивать навыки принятия коллективных решений и разрешения проблемных ситуаций на базе индивидуальных подходов в обучении.

Имитационные игры относятся к числу деловых игр. Они предполагают построение определенной модели среды, в которой будут действовать участники. Игра представлена в виде симуляции и, в ней находит отражение поведение учащихся. Компонентами такой игры являются соревновательные процессы и кооперация.

Имитационная игра отражает какой-то деловой процесс. Он может касаться особенностей протекания и метаморфического воплощения реального бизнес-процесса. В игре происходит перенесение или имитация признаков и параметров реального объекта на созданную модель, образец.

Имитационная игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Имитационная игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В процессе прохождения имитационной игры осуществляется обучение всех ее участников в вымышленном пространстве. Это положительно сказывается на:

  1. Повышении мотивации учащихся в образовательном процессе, развитии стремления к познанию. Учащиеся вовлекаются в познавательный процесс посредством применения нестандартного, креативного подхода, который увлекает их и развивает их воображение;
  2. Акцентировании внимания на важных, фундаментальных аспектах, исследуемых процессов и явлений. При этом, незначительным детям не уделяется внимание, они просто не учитываются;
  3. Рассмотрении своего профессионального предназначения под другим ракурсом. Игры помогают отыскать новые пути решения проблем, которые недоступны для разрешения при классическом подходе.
«Имитационные игры в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Имитационные игры предполагают выполнение определенных ролей каждым участником. При этом, они не являются ролевыми и, во многом от них отличаются. Роли не являются ярко выраженными. В них происходит моделирование среды. Также, игра включает в свой состав элементы, принципы, конструкции, технологии, которые характеризуют направление поведения учащихся, их взаимоотношения и взаимодействие. Ролевым играм не присущи такие свойства.

Функциональное значение имитационных игр сводится к следующему:

  1. Посредством игры, ее использования в педагогическом процессе становится возможным осваивать новые виды и направления деятельности.
  2. Игра помогает изучить реальные объекты, элементы окружающей среды.
  3. В игре происходит развитие конкретных навыков и способностей.
  4. Игра является увлекательным видом деятельности, что позволяет объединить учащихся, сплотить их, укрепить их коллективные взаимоотношения.
  5. Игра способствует самораскрытию личности учащихся, их самоутверждению, самосовершенствованию своих навыков и умений.
  6. Игра формирует нормальное восприятие собственной личности и личностей других граждан.
  7. В процессе игры происходит развитие мыслительных процессов, формируются новые способы мышления, установки, взгляды и идеи.
  8. В процессе игры происходит оценка текущего состояния развития образовательного процесса, его качества и эффективности, на основе которой осуществляется построение стратегии дальнейшего развития.
  9. Благодаря игре составляются проекты организации учебно-воспитательного процесса, строятся планы и реализуется управление ими.
  10. Происходит обучение поведенческим реакциям в различных ситуациях, особенно конфликтов разного характера: бытовых, учебных, трудовых, профессиональных, личностных.
  11. Формирование адаптационных навыков к социальным процессам, будущей профессиональной деятельности, новым местам учебы и работы.
Замечание 1

Имитационные игры позволяют разнообразить процесс обучения, делая его более ярким и живым.

Имитационные игровые <a href=методы обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 2. Имитационные игровые методы обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Принципы прохождения имитационной игры

Имитационные игры бывают различных видов и направлений. Это связано с их целевым назначением, возрастными особенностями учащимися, спецификой тех задач обучения, которые должны быть достигнуты по результатам применения игр.

Независимо от того, какое целевое назначение преследует игра, каковы ее содержание и примененея в учебном процесса, она должна строится на соблюдении ряда принципов:

  1. Принцип полного погружения. Учащиеся должны полностью увлечься игровым процессом, погрузится в его содержание и тему исследования. Игровой процесс может сопровождаться лекционными материалами, практическими заданиями, самостоятельной работой. Желательно, чтобы игровой процесс длился достаточно длительное время.
  2. Принцип постепенного вхождения участников в игру. Процесс внедрения в игровой процесс должен быть легким и свободным для любого участника. Поэтому, важно обращать внимание на структурное строение игры, особенности организации каждого ее этапа, методы и приемы организации игровой деятельности.
  3. Принцип равномерности. Нагрузка должна быть равномерно распределенной по всем этапам протекания учебно-воспитательного процесса. Новые учебные данные должны вводиться постепенно и равномерно.
  4. Принцип соревновательности. В игре должно быть противостояние и соперничество. Таким образом повышается мотивация учащихся к познанию и проявлению активности, инициативности, развития творческих навыков. Эффективность применения игр в разы повышается и улучшает продуктивность учебно-воспитательного процесса.
  5. Принцип реальности. Модель среды, которую отражает игра должна максимально отражать свойства реальной. Условия игры должны носить правдоподобный характер, чтобы развивать аналогичное мышление у ее участников.

Этапы прохождения имитационных игр

Весь процесс протекания игровой деятельности, носящей имитационный характер, можно организовать в три основных этапа:

  • Мотивационный этап. На этой стадии происходит постепенное введение участников в игру, знакомство с ее целевым назначением и содержанием, условиями прохождения. Также, учащиеся разделяются на группы, получают роли и знакомятся с ними. Изучают те ситуации, которые составляют основу игры и, участниками которых они будут выступать.
  • Этап действий. На этой стадии реализуется непосредственно сама игра.
  • Этап рефлексии. Здесь осуществляется подведение итогов, анализ и оценка игры, ее целевого достижения, проводятся активные обсуждения между участниками игры и их возвращение к реальности.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot