Методическое обеспечение деятельности ДОО
Методическое обеспечение представляет собой специальную педагогическую литературу и практические методы воспитательного воздействия, помогающие педагогам осуществлять свою воспитательную работу качественно и эффективно.
Методическое обеспечение позволяет обеспечить нормальный ход учебно-воспитательного процесса, помогает его развить и обновить. Оно разрабатывается в ходе реализации методической работы, которая является основой управленческой деятельности в дошкольном образовательном заведении.
На современном этапе развития общества, научного прогресса и информационных технологий, методическое обеспечение для дошкольной образовательной организации разрабатывается в виде новой модели, призванной обеспечить его переход из режима стандартного функционирования в режим совершенствования и развития.
Методическое обеспечение нацелено на подготовку педагога, наделенного совершенными профессиональными знаниями и навыками деятельности. оно помогает педагогу развить педагогическое мышление инновационного направления, формирует навыки к решению сложных задач в системе дошкольного обучения, развитию педагогического мастерства и освоения инновационных технологий воспитательной работы.
Методическая деятельность ДОО базируется на:
- Современных научных достижениях в области педагогики и иных, связанных с ней научных направлений;
- Аналитических данных о реализации учебно-воспитательного процесса;
- Связи и соотношении действий, мер, мероприятий, ориентированных на повышение квалификационных навыков педагогического состава, развитие творческого потенциала педагогов, совершенствование организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение нормального уровня образования, воспитания и развития.
Методическая работа и ее обеспечение производится посредством специально созданной методической службы дошкольной образовательной организации. Ее миссией является развитие нового типа воспитателя, а именно педагога-профессионала, с высокоразвитой профессиональной культурой деятельности.
Методическая служба занимается реализацией государственных программ в сфере дошкольного образования и обеспечивает качественное развитие образовательных услуг в ДОО, помогает завоевать его авторитет среди дошкольных заведений, придать ему престижный статус. Кроме того, методическая служба занимается разработкой образовательной среды ДОО, которая позволяет ему развиваться и совершенствоваться.
Методическое обеспечение воспитателей дошкольного заведения помогает оснастить педагогов профессиональной педагогической и психологической литературой, которая помогает им реализовать себя в своей работе. Наличие такого обеспечения создает благоприятные условия для повышения компетенции педагогов, развития их профессиональных навыков и раскрытия профессионального потенциала. Педагоги начинают проявлять себя и свою инициативу, участвуют в планировании и практическом воплощении программ развития учебно-воспитательного процесса дошкольной образовательной организации.
Функциональная роль службы методического обеспечения сводится к выполнению ею:
- информационно-аналитической функции, проявляющейся в методическом обеспечении деятельности ДОО, анализе его развития и достижения, поставленных целей и задач;
- прогностической функции, направленной на составление прогнозов развития ДОО;
- планово-проектной функции, ориентированной на составление планов дальнейшей деятельности и разработку проектов их осуществления;
- организационной функции, связанной с оптимальной и продуктивной организацией учебно-воспитательного процесса ДОО;
- контролирующей функции, направленной на проведение оценки реализации программ дошкольного образования, контроля за их нормальным и качественным исполнением;
- коррекционной функции, связанной с внесением поправок в процесс реализации учебно-воспитательных программ ДОО, методик и приемов воспитательной работы.
Основные направления методической работы ДОО
Методическая работа дошкольного образовательного заведения включает в себя такие направления, как:
- Воспитательное – повышение профессионализма педагогов в области теоретических аспектов и методики воспитательного воздействия на дошкольников, исходя из личностно-ориентированного подхода гуманистической направленности учебно-воспитательной работы.
- Дидактическое – формирование инновационных знаний и навыков в области разрешения текущих проблем, связанных с повышением продуктивности обучения детей в ДОО.
- Психологическое – развитие и совершенствование знаний в области детской психологии.
- Техническое – развитие навыков в сфере применения современных технологий для организации воспитательного процесса.
- Физическое – развитие теоретических основ и методик обучения гигиеническим навыкам, ознакомления с физиологическим строением организма.
- Самообразование – регулярное прохождение педагогами курсов, семинаров-практик, освоение знаний самостоятельным путем, из различных информационных источников, отвечающих особенностям развития педагога, его стремлениям и потребностям.
- Частно-методическое – основано на наставничестве, персональном шефстве, проведении индивидуальных консультаций, разработке моделей персональной методической работы для каждого воспитателя.
Условия эффективной организации методической работы ДОО
Целевое назначение методического воспитательной работы в дошкольном учреждении реализуется посредством принципа системности и комплексности. Он предполагает ориентацию на отношение к методической деятельности, как к целостному системному процессу. Оптимальная организация этой деятельности определяется едиными целями, задачами, содержанием, методами и приемами работы с педагогами. Методическая работа, ее обеспечение представляет собой единый, взаимосвязанный процесс всех областей и направлений повышения профессиональной компетенции педагога.
Чтобы методическое обеспечение ДОО помогало эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс, должны быть созданы психологические, гигиенические, моральные условия для развития творческого потенциала всего педагогического состава.
Помимо этого, методисты должны обладать навыками своевременного и скорого восприятия и передачи образовательных данных, с учетом индивидуальных особенностей, мастерства, квалификации педагогов дошкольного образовательного заведения.
Педагоги должны быть заинтересованы в постоянном самообразовании, регулярно повышать результативность своей трудовой деятельности и акцентировать внимание на освоении инновационных направлений воспитательной работы.