Процесс моделирования системы дистанционного обучения
Дистанционное обучение – это форма обучения с применением телекоммуникационных технологий, обеспечивающих связь обучающихся и преподавателей на расстоянии, без осуществления непосредственного контакта.
Процесс моделирования дистанционного обучения начинается с формализации объекта, изучения структуры моделируемого объекта в качестве сложноорганизованной системы и уяснения задач его исследования. Результат формализации – содержательное описание закономерностей, свойственных объекту, а также особенностей задачи моделирования.
Следующий этап моделирования – проверка адекватности созданной модели, ее логической непротиворечивости поставленным задачам. Основа любого типа моделирования – приемы преобразования информации, касающейся реального состояния объекта и его идеальных характеристик.
Научно-методологическая база моделирования – теория подобия, то есть взаимно однозначное соответствие двух объектов.
Особый вид моделирования – реконструкция, то есть воссоздание объекта по отдельным его фрагментам. Именно этот тип нужно использовать, чтобы сконструировать личностно-ориентированную модель дистанционного обучения, так как выявление и оценку каждого показателя состояния и уровня личностного развития, мотивации и обученности при входном контроле осуществить невозможно.
При дистанционном обучении обучаемый находится вне поля непосредственного наблюдения преподавателя, в то же время этот метод предоставляет ряд дополнительных возможностей тестирования ученика с использованием формальных тестов. Создание моделей входного и выходного состояния учащегося предполагает использование приемов кибернетического моделирования, наиболее соответствующего требованиям раскрытия и предсказания поведения сложных динамических систем.
Кибернетические модели – это динамические модели оптимального управления объектом, внутренняя структура которого еще не полностью раскрыта. Они отличаются динамизмом и гибкостью, возможностью описывать поведение сложных динамических систем, изменяющихся со временем.
Характеристики модели обучения и ее виды
Основными характеристиками модели обучения являются:
- ожидаемые результаты обучения – педагогическая направленность модели;
- взаимодействие преподавателя с обучаемыми – соотношение и характер ролей преподавателя с обучаемыми, типичные способы реагирования преподавателя на действия учащихся;
- характер и последовательность этапов обучения во времени.
Понятие модели обучения отличается от самого близкого к ней понятия метода обучения следующими чертами:
- характеристика обучения базируется на целостной картине деятельности учащихся;
- учитывают не только логико-содержательную сторону обучения, но и его динамику, развертывание во времени.
Если эти условия не будут соблюдаться, невозможна успешная реализация системы дистанционного образования даже если полностью решены все материально-технические и организационные вопросы.
В дистанционном обучении может быть выделено пять основных моделей организации.
- Первая модель характеризуется сегментной организацией, при которой обеспечивается только взаимодействие учащегося с обучающим средством почти без вмешательства педагога. Данная модель имеет место только тогда, когда нет необходимых коммуникационных систем быстрой связи, и учащийся взаимодействует с дискетами или печатными материалами. Текущей обратной связи с преподавателем нет, как и связи с остальными участниками образовательной деятельности.
- Вторая модель предполагает, что есть коммуникационные сети для связи учащегося и преподавателя, что делает их связь достаточно тесной, оперативной и своевременной. Это делает обучение дифференцированным, предоставляя благоприятные условия для формирования индивидуального стиля умственной деятельности учащихся. Консультационная и информационная модель, оказываемая преподавателем, затрагивает только предусмотренный на данный сессионный период фрагмент учебного материала и отсутствует возможность учащимся одной группы двигаться в индивидуальном темпе.
- Третья модель предполагает использование групповой дифференциации деятельности учащихся на основании уровня их развития или продвинутости при прохождении образовательной программы. На основании результатов итогового контроля в сессионный период или обобщении итогов рассредоточенного межсессионного контроля педагог компонует обучающихся по группам, и дифференцируют содержание, характер и интенсивность работы на основании их состава.
Четвертая модель предполагает коллегиальную организацию. Она предусматривает не только связь преподавателя с обучаемыми, но и наличие оперативной связи между самими учащимися. В данной модели в еще большей степени отмечается наличие элементов дифференциации, которая Аристовой Л.П. названа внешней и ее характеризует:
- создание однородных групп учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями;
- организация в этих группах предметно- и социально- жестко-ориентированной однородной среды;
- организация групп на основании отбора, или селективной дифференциации, связанного с результатами конкретной учебно-познавательной деятельности и достигнутыми успехами.
Пятая модель предполагает еще более высокий уровень дифференциации с использованием диагностично-асинхронной модели организации дистанционной образовательной деятельности с вертикальной и горизонтальной обратной связью. Она содержит все составляющие четвертой модели, но деление на группы производят не основании предварительной диагностики уровня обученности и сформированности навыков умственной работы студента.
В рамках рассмотренных моделей могут быть использованы самые разные формы и методы обучения, включая традиционные, учитывая специфику дистанционного обучения, чтобы подготавливать высококвалифицированных специалистов.