Компетенция – это отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Определение понятия компетенция
Сегодня в образовании все большую и большую популярность приобретает компетентностный подход. Впервые он зародился в Англии. Первоначально данный подход господствовал лишь в профессиональной сфере и не имел ничего общего с образованием. Позже ученых стал волновать вопрос можно ли обучиться необходимым профессиональным компетенциям, таким образом вопрос компетенций перекочевал в образовательную сферу.
В современной педагогической науке представлено достаточно много различных компетенций, поэтому процесс их систематизации является достаточно сложным. Проблема выявления базовых компетенций является одной из главных в современном образовании. Базовые компетенции должны обладать определённым набором характерных черт:
- многофункциональностью (компетенции помогают решать проблемы в разных жизненных сферах),
- надпредметностью, междисциплинарностью (компетенции помогают не только в образовании, но и в семье, обществе, на работе),
- побуждать к интеллектуальному развитию (компетенции способствуют неординарному мышлению),
- многомерностью (компетенции вовлекают различные умственные процессы и интеллектуальные умения).
Базовые компетенции основаны на универсальных знаниях, умениях, человеческом опыте, эмоционально-ценностных отношениях.
Разнообразие компетенций и их структурное строение
Так как содержание образования делится на: общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов), предметное (для конкретного предмета) А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:
- ключевые компетенции;
- общепредметные компетенции;
- предметные компетенции
Анализируя компоненты ключевых компетенций опираясь на различные педагогические и психологические разработки, мы обращаемся к структуре базовых компетенций.
По мнению психологов И. А. Зимней и Ю. Г. Татур к базовым компетенциям относятся:
- готовность к проявлению этих компетентностей;
- ценностно-смысловые отношения к содержанию и результату деятельности;
- знания, лежащие в основе деятельности;
- опыт (навык) успешного выполнения надлежащих действий применяя имеющиеся знания;
- эмоционально-волевое саморегулирование
Известный российский педагог Г.К. Селевко считает, что ключевая компетенция - это комплекс, который включает когнитивные, поведенческие и аффективные компоненты.
Другими словами, структура базовых компетенций состоит из мотивационного, когнитивного, ценностно-смыслового, поведенческого компонентов, все это должно найти свое отражение в общем среднем образовании.
Проблема систематизации базовых компетенций
Вопрос классификации базовых компетенций так же не имеет единого ответа. Некоторые ученые предлагают следующие группы компетенций по критерию области применения:
- в самостоятельной познавательной сфере
- в гражданско-общественной сфере
- в социально-трудовой сфере
- в бытовой сфере
- в сфере культурно-досуговой деятельности
Другие ученые, например, И. А. Зимняя и Ю. Г. Татур, выделяют три основные группы компетенций:
- компетенции личности, субъекта деятельности, общения
- компетенции социального взаимодействия человека и общества
- компетенции человеческой деятельности
Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, включают компетенции здоровьесбережения, компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, компетенции интеграции, гражданские компетенции, компетенции самосовершенствования и саморазвития.
Компетенции социального взаимодействия человека включают в себя умение социального взаимодействия, компетенции общения.
Компетенции деятельности человечка состоят из компетенции познавательной деятельности и информационных компетенций.
Другую классификацию предлагает А. В. Хуторской, основываясь на главных целях общего образования, а также структурах социального опыта, личностного опыта, основных видов деятельности ученика:
- ценностно-смысловые компетенции (эти компетенции имеют непосредственную связь с основными ценностями ученика, как он ощущает окружающую действительность, как он в ней ориентируется и осознает свою роль, выбирает цель своих действий, решает поставленные задачи);
- общекультурные компетенции (эти компетенции связаны с осведомлённостью, познанием и опытом, осознанием национальной и общечеловеческой культуры, знанием семейных и народных традиций, научной картины мира);
- учебно-познавательные компетенции (эти компетенции указывают насколько хорошо ученик владеет самостоятельной познавательной деятельностью, умеет правильно поставить цель своей деятельности, умеет планировать, анализировать, давать оценку своей деятельности);
- информационные компетенции (эти компетенции помогают с помощью различных технических приборов и информационных технологий формировать умения самостоятельно искать, анализировать, выбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
- коммуникативные компетенции (эти компетенции заключаются в знание необходимых языков, навыков работы в группе, владении различными социальными ролями в коллективе);
- социально-трудовые компетенции (эти компетенции состоят из знаний и опыта в сфере гражданско-общественной деятельности, социально-трудовом поле, в области семейных отношений, в сфере экономики и права и профессионального самоопределения);
- компетенции личностного самосовершенствования (компетенции, направленные на развитие физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки).
Весь представленный выше список базовых компетенций показан в общем виде, он варьируется в от возраста школьников и содержания образовательных программ.