Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Компетенция как социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащихся

Определение 1

Компетенция – это отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Определение понятия компетенция

Сегодня в образовании все большую и большую популярность приобретает компетентностный подход. Впервые он зародился в Англии. Первоначально данный подход господствовал лишь в профессиональной сфере и не имел ничего общего с образованием. Позже ученых стал волновать вопрос можно ли обучиться необходимым профессиональным компетенциям, таким образом вопрос компетенций перекочевал в образовательную сферу.

В современной педагогической науке представлено достаточно много различных компетенций, поэтому процесс их систематизации является достаточно сложным. Проблема выявления базовых компетенций является одной из главных в современном образовании. Базовые компетенции должны обладать определённым набором характерных черт:

  • многофункциональностью (компетенции помогают решать проблемы в разных жизненных сферах),
  • надпредметностью, междисциплинарностью (компетенции помогают не только в образовании, но и в семье, обществе, на работе),
  • побуждать к интеллектуальному развитию (компетенции способствуют неординарному мышлению),
  • многомерностью (компетенции вовлекают различные умственные процессы и интеллектуальные умения).
Замечание 1

Базовые компетенции основаны на универсальных знаниях, умениях, человеческом опыте, эмоционально-ценностных отношениях.

Разнообразие компетенций и их структурное строение

Так как содержание образования делится на: общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов), предметное (для конкретного предмета) А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

  • ключевые компетенции;
  • общепредметные компетенции;
  • предметные компетенции

Анализируя компоненты ключевых компетенций опираясь на различные педагогические и психологические разработки, мы обращаемся к структуре базовых компетенций.

«Компетенция как социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

По мнению психологов И. А. Зимней и Ю. Г. Татур к базовым компетенциям относятся:

  • готовность к проявлению этих компетентностей;
  • ценностно-смысловые отношения к содержанию и результату деятельности;
  • знания, лежащие в основе деятельности;
  • опыт (навык) успешного выполнения надлежащих действий применяя имеющиеся знания;
  • эмоционально-волевое саморегулирование
Замечание 2

Известный российский педагог Г.К. Селевко считает, что ключевая компетенция - это комплекс, который включает когнитивные, поведенческие и аффективные компоненты.

Другими словами, структура базовых компетенций состоит из мотивационного, когнитивного, ценностно-смыслового, поведенческого компонентов, все это должно найти свое отражение в общем среднем образовании.

Проблема систематизации базовых компетенций

Вопрос классификации базовых компетенций так же не имеет единого ответа. Некоторые ученые предлагают следующие группы компетенций по критерию области применения:

  • в самостоятельной познавательной сфере
  • в гражданско-общественной сфере
  • в социально-трудовой сфере
  • в бытовой сфере
  • в сфере культурно-досуговой деятельности

Другие ученые, например, И. А. Зимняя и Ю. Г. Татур, выделяют три основные группы компетенций:

  • компетенции личности, субъекта деятельности, общения
  • компетенции социального взаимодействия человека и общества
  • компетенции человеческой деятельности

Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, включают компетенции здоровьесбережения, компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, компетенции интеграции, гражданские компетенции, компетенции самосовершенствования и саморазвития.

Компетенции социального взаимодействия человека включают в себя умение социального взаимодействия, компетенции общения.

Компетенции деятельности человечка состоят из компетенции познавательной деятельности и информационных компетенций.

Другую классификацию предлагает А. В. Хуторской, основываясь на главных целях общего образования, а также структурах социального опыта, личностного опыта, основных видов деятельности ученика:

  • ценностно-смысловые компетенции (эти компетенции имеют непосредственную связь с основными ценностями ученика, как он ощущает окружающую действительность, как он в ней ориентируется и осознает свою роль, выбирает цель своих действий, решает поставленные задачи);
  • общекультурные компетенции (эти компетенции связаны с осведомлённостью, познанием и опытом, осознанием национальной и общечеловеческой культуры, знанием семейных и народных традиций, научной картины мира);
  • учебно-познавательные компетенции (эти компетенции указывают насколько хорошо ученик владеет самостоятельной познавательной деятельностью, умеет правильно поставить цель своей деятельности, умеет планировать, анализировать, давать оценку своей деятельности);
  • информационные компетенции (эти компетенции помогают с помощью различных технических приборов и информационных технологий формировать умения самостоятельно искать, анализировать, выбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
  • коммуникативные компетенции (эти компетенции заключаются в знание необходимых языков, навыков работы в группе, владении различными социальными ролями в коллективе);
  • социально-трудовые компетенции (эти компетенции состоят из знаний и опыта в сфере гражданско-общественной деятельности, социально-трудовом поле, в области семейных отношений, в сфере экономики и права и профессионального самоопределения);
  • компетенции личностного самосовершенствования (компетенции, направленные на развитие физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки).

Весь представленный выше список базовых компетенций показан в общем виде, он варьируется в от возраста школьников и содержания образовательных программ.

Дата последнего обновления статьи: 28.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot