Зарождение зарубежной педагогики
Первым этапом в развитии педагогики является эмпирический этап, при котором взрослые передавали подрастающему поколению свои знания и опыт.
В Древней Греции сложились две системы воспитания: спартанская и афинская. Обе системы определялись нуждами рабовладельческого общества. Воспитанию подлежали дети рабовладельческой аристократии, готовящей граждан, способных держать рабов в повиновении и страхе, и которые обладали бы необходимыми качествами и познаниями для защиты и управления государством. Разница спартанской и афинской систем воспитания обусловлена определенными особенностями политики, экономики и культуры этих государств.
В Спарте использовалась система военного воспитания – система Агогэ. В содержание воспитания и образования входили: военно-физическая подготовка, пение, музыка, военно-религиозные танцы. Детей приучали к перенесению боли, холода, голода, жажды. Педагогическое искусство заключалось в выработке военно-физических умений, обучение письму и чтению было не обязательно.
Система афинского воспитания включала: семейное воспитание (до 7 лет); школу грамматиста с обучением поэзии, чтению, письму (с 7 до 14 лет); палестру (школа гимнастики или борьбы, школа педобрита) (с 13 до 15 лет); гимназии – политические, философские, литературные (с 16 до 19 лет); эфебию – подготовку к воинской службе (с 18 до 20 лет). Афинская система воспитания реализовывала идею гармонического развития личности, а именно комплексное эстетическое, умственное и физическое воспитание.
С развитием общества появилась необходимость обобщения имеющегося опыта в педагогических процессах. Долгое время педагогика была составной частью философии. Стройные педагогические суждения встречались еще в трудах Сократа, Платона, Аристотеля.
Сократ цели воспитания видел в самопознания. Платон отмечал значение педагогического мастерства в развитии общества, роль дошкольного воспитания, в котором большую роль играли потешки, детские песенки, сказки и игры. Цели воспитания Платон видел в создании идеального государства, в котором бы воплотилась Идея Бога. Аристотель предложил идею природосообразности, определил, что гармонии можно достичь через умственное, нравственное и физическое воспитание. Он первым попытался дать возрастную периодизацию.
В I в. н. э. Марк Квинтилиан дал основы дидактики, систематизировал педагогические идеи и дополнил их указаниями по содержанию образования.
В труде «О воспитании оратора» Квинтилиан отмечал:
- дидактические принципы, методика и правила обучения;
- цель образования лежит в подготовке оратора, особое место в образовании отводится музыкальному воспитанию;
- методы обучения включают последовательные стадии: подражание, теоретическое наставление, упражнение.
Развитие педагогики в Средневековье
Европейское Средневековье надолго определило пути развития педагогических процессов. Для каждой страны границы данной эпохи индивидуальны.
Все Средневековье делят на:
- Раннее Средневековье (V–XI вв.). Обучение и воспитание носят религиозно-догматический характер. Школа находится под влиянием церкви, в основном ведется подготовка духовенства. Выделяют следующие типы школ: приходская, соборная, монастырская. Содержание образования составляли письмо, молитвы, чтение, астрономия, арифметика, геометрия, теория музыки, риторика, философия.
- Развитое Средневековье (XI–XIII вв.). Содержание образования вместе с богословием составляли тривиум и квадривиум. Организация обучения – индивидуально-групповая, весь процесс обучения основывался на механическом запоминании. Рыцарское воспитание включало: езду верхом, фехтование, владение копьем, плавание, игру в шашки, охоту, сочинение и пение стихов.
- Позднее Средневековья (XIII–XV вв.). Появляется схоластика. Ее яркие представители – П. Абеляр, Ф. Аквинский – указывали на необходимость развития логического мышления, умения давать определения и разрабатывать классификации. Схоластика способствовала развитию внимания, интеллекта, методичности.
- Эпоха Возрождения (XV–XVII вв.). Процесс образования все больше отходит от религии и церкви. Развитие педагогических идей и концепций связаны с именами В. да Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамского, М. Монтеня. Основной постулат обучения – гуманное отношение к детям. К началу XVII века утверждаются всеобщность обучения, разносторонность воспитания, наглядность в обучении.
В 1623 г. Фрэнсис Бэкон в своем труде «О достоинстве и увеличении наук» выделяет педагогику в отдельную науку.
Педагогика Нового и Новейшего времени
Статус педагогики как науки был окончательно обозначен работами Я.А. Коменского. Чешский общественный деятель, педагог-гуманист во всем мире признан основоположником науки педагогики. Его «Великая Дидактика» рассматривает вопросы теории и организации процесса обучения. Коменский обозначил педагогику термином «дидактика», включающем процессы обучения и воспитания. Педагогу принадлежит разработка классно-урочной системы обучения. Единая педагогическая система включала: материнскую школу (воспитание в семье до 6 лет), школу родного языка (от 6 до 12 лет), гимназии и латинские школы (от 12 до 18 лет).
Характерными представителями зарубежной педагогики XVIII века являются Дж. Локк (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция), И.Г. Песталоцци (Швейцария), И. Гербарт и А. Дистервег (Германия).
Дж. Локк разработал важные психолого-педагогические положения, учитывающие возрастные особенности ребенка, выдвинул предположения о механизме привычки и ее значении в развитии сознательности и любознательности ребенка, в формировании характера, определил пути формирования нравственности.
Ж.-Ж. Руссо настаивал на воспитании и обучении детей естественным путем. Цели воспитания он видел в естественном развитии с исключением факторов, препятствующих развитию естественных способностей (например, религиозные и нравственные учения, ограничения, наложенные культурой). Отстаивал необходимость воспитания личности как будущего члена общества.
Комплекс педагогических идей Руссо оказал значительное влияние на развитие европейской педагогической мысли конца XVIII – начала XIX веков.
И. Г. Песталоцци – основоположник дидактики начального обучения. Считал, что воспитание и обучение должны развивать наиболее характерные человеческой природе нравственные, духовные и физические силы. Гармоничное развитие человека возможно только при тесном взаимодействии и связи нравственного, умственного, трудового и физического воспитания.
Педагогические идеи XIX-XX века получила свое дальнейшее развитие в направлениях: педагогика гражданского воспитания и трудовой школы (Г. Кершенштейнер, Германия); экспериментальная педагогика (Э. Мейман, Германия, Э. Торндайк, США); прагматическая педагогика (Д. Дьюи, США); педагогика воспитания к «свободе» (Р. Штайнера, Германия, М. Монтессори, Италия и др.).