Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интерактивные технологии

Понятие и сущность интерактивных технологий обучения

В настоящее время все большую популярность приобретают интерактивные (диалоговые) технологии обучения. Это связано с тем, что интерактивные технологии обучения кардинально отличаются от традиционных, где ведущая роль принадлежит педагогу, а учащиеся зачастую выступают как пассивные слушатели. Интерактивное обучение основано на принципе равноправного взаимодействия учащихся и педагога, то есть это обучение посредством диалога.

Определение 1

Интерактивная технология обучения – специальная форма организации учебного процесса, предусматривающая создание комфортных условий для обучения, в рамках которых каждый учащийся чувствует свою успешность и интеллектуальные способности.

Сущность интерактивных технологий обучения состоит в том, что учебный процесс реализуется при активном взаимодействии между всеми его участниками. Данное взаимодействие исключает доминирование одного участника над другими или преобладание чьей-то мысли (идеи).

Внедрение интерактивных технологий в процесс обучения предусматривает использование следующих средств и приемов обучения:

  • моделирование жизненных ситуаций;
  • использование ролевых игр;
  • совместное решение вопросов и проблемных ситуаций;
  • осуществление совместного анализа определенных обстоятельств.

В процесс интерактивного учебного занятия рассматривается не одно конкретное решение или ответ, рассматривается вся совокупность выдвинутых решений (идей, мыслей, предположений и т.д.). Важным является найти решение сообща. В этом и заключается суть интерактивных технологий обучения.

Интерактивные технологии обучения предусматривают соблюдение демократичного общения между учащимися, умения общаться с окружающими, самостоятельно принимать решения и мыслить критично.

«Интерактивные технологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Таким образом, интерактивные технологии обучения направлены на приобщение учащихся к решению проблем посредством диалога, обоснованному высказыванию собственных мыслей и умению выслушивать собеседника.

Практика внедрения интерактивных технологий в процесс обучения показывает, что они способствуют развитию у учащихся:

  • инициативности;
  • самостоятельности;
  • независимости;
  • самодисциплины;
  • умения сотрудничать;
  • стимуляции когнитивных процессов;
  • заинтересованности к совместной деятельности;
  • умению учиться.

Особенности интерактивных технологий обучения

Основой интерактивных технологий обучения являются различные интерактивные задания и упражнения, которые учащиеся выполняют сообща.

Одной из особенностей интерактивных заданий и упражнений является то, что они направлены не только на закрепление пройденного материала, но и на получение нового. Получение нового учебного материала в рамках интерактивных заданий осуществляется учащимися самостоятельно под управлением (руководством) педагога.

Среди наиболее распространенных интерактивных технологий можно выделить следующие:

  • творческие задания;
  • работа в малых группах;
  • разнообразные обучающие игры (образовательные, ролевые и т.д.);
  • общественные ресурсы (экскурсии, встречи со специалистами, выдающимися людьми и т.д.);
  • внеаудиторное обучение (соревнования, социальные проекты, фильмы, выставки, спектакли и т.д.);
  • интерактивные лекции;
  • совместное обсуждение актуальных современных проблем (дебаты, симпозиумы и т.д.).
Замечание 2

Таким образом, интерактивные технологии обучения – это в первую очередь диалоговое обучения, в процессе которого осуществляет взаимодействие педагога и учащихся.

Особенности данного взаимодействия состоят в следующем:

  • пребывание учащихся и педагога в одном смысловом пространстве;
  • совместное погружение педагога и учащихся в образовательную проблему;
  • согласованный выбор методов и средств решения проблемы (задачи, вопроса);
  • осуществление совместного вхождения в близкое эмоциональное состояние всех участников обучения, необходимого для решения задачи (вопроса, проблемы).

Таким образом, особенность интерактивных технологий обучения заключается в том, что все его участники принимают активное участие в образовательном процессе. Каждый участник вносит свой посильный вклад в решение проблемной ситуации (вопроса, задачи), поиска необходимой информации и т.д. Все это осуществляется в доброжелательной обстановке, при взаимной поддержке, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение сотрудничать и работать в команде.

Основные правила организации интерактивной технологии обучения

Эффективность внедрения интерактивных технологий в процесс обучения зависит от соблюдения ряда правил:

  1. В рабочий процесс должны быть вовлечены все учащиеся и педагог.
  2. Внедрение интерактивной технологии требует осуществления специальной психологической подготовки учащихся, то есть все ученики должны быть готовы принимать активное участие в работе.
  3. Участников интерактивного обучения не должно быть слишком много. Это необходимо для того, чтобы каждый мог высказаться, и каждый был услышан. Оптимальное количество 20-25 человек.
  4. Осуществление подготовки помещения – необходима такая расстановка мебели (школьных парт, столов и т.д.), при которой все участники буду видеть друг друга, а также если возникнет потребность, то будет удобно перемещаться и пересаживаться.
  5. Четкое определение и закрепление процедур и регламента проведения интерактивного занятия. Все участники должны быть ознакомлены с правилами, понимать и принимать их, относиться с пониманием к тому, как педагог поделил участников на группы или подгруппы. В первую очередь необходимо настраиваться на плодотворную работу, а не учитывать свои личные симпатии и антипатии.
Замечание 3

Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность

Дата последнего обновления статьи: 30.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot