Понятие и сущность интерактивных технологий обучения
В настоящее время все большую популярность приобретают интерактивные (диалоговые) технологии обучения. Это связано с тем, что интерактивные технологии обучения кардинально отличаются от традиционных, где ведущая роль принадлежит педагогу, а учащиеся зачастую выступают как пассивные слушатели. Интерактивное обучение основано на принципе равноправного взаимодействия учащихся и педагога, то есть это обучение посредством диалога.
Интерактивная технология обучения – специальная форма организации учебного процесса, предусматривающая создание комфортных условий для обучения, в рамках которых каждый учащийся чувствует свою успешность и интеллектуальные способности.
Сущность интерактивных технологий обучения состоит в том, что учебный процесс реализуется при активном взаимодействии между всеми его участниками. Данное взаимодействие исключает доминирование одного участника над другими или преобладание чьей-то мысли (идеи).
Внедрение интерактивных технологий в процесс обучения предусматривает использование следующих средств и приемов обучения:
- моделирование жизненных ситуаций;
- использование ролевых игр;
- совместное решение вопросов и проблемных ситуаций;
- осуществление совместного анализа определенных обстоятельств.
В процесс интерактивного учебного занятия рассматривается не одно конкретное решение или ответ, рассматривается вся совокупность выдвинутых решений (идей, мыслей, предположений и т.д.). Важным является найти решение сообща. В этом и заключается суть интерактивных технологий обучения.
Интерактивные технологии обучения предусматривают соблюдение демократичного общения между учащимися, умения общаться с окружающими, самостоятельно принимать решения и мыслить критично.
Таким образом, интерактивные технологии обучения направлены на приобщение учащихся к решению проблем посредством диалога, обоснованному высказыванию собственных мыслей и умению выслушивать собеседника.
Практика внедрения интерактивных технологий в процесс обучения показывает, что они способствуют развитию у учащихся:
- инициативности;
- самостоятельности;
- независимости;
- самодисциплины;
- умения сотрудничать;
- стимуляции когнитивных процессов;
- заинтересованности к совместной деятельности;
- умению учиться.
Особенности интерактивных технологий обучения
Основой интерактивных технологий обучения являются различные интерактивные задания и упражнения, которые учащиеся выполняют сообща.
Одной из особенностей интерактивных заданий и упражнений является то, что они направлены не только на закрепление пройденного материала, но и на получение нового. Получение нового учебного материала в рамках интерактивных заданий осуществляется учащимися самостоятельно под управлением (руководством) педагога.
Среди наиболее распространенных интерактивных технологий можно выделить следующие:
- творческие задания;
- работа в малых группах;
- разнообразные обучающие игры (образовательные, ролевые и т.д.);
- общественные ресурсы (экскурсии, встречи со специалистами, выдающимися людьми и т.д.);
- внеаудиторное обучение (соревнования, социальные проекты, фильмы, выставки, спектакли и т.д.);
- интерактивные лекции;
- совместное обсуждение актуальных современных проблем (дебаты, симпозиумы и т.д.).
Таким образом, интерактивные технологии обучения – это в первую очередь диалоговое обучения, в процессе которого осуществляет взаимодействие педагога и учащихся.
Особенности данного взаимодействия состоят в следующем:
- пребывание учащихся и педагога в одном смысловом пространстве;
- совместное погружение педагога и учащихся в образовательную проблему;
- согласованный выбор методов и средств решения проблемы (задачи, вопроса);
- осуществление совместного вхождения в близкое эмоциональное состояние всех участников обучения, необходимого для решения задачи (вопроса, проблемы).
Таким образом, особенность интерактивных технологий обучения заключается в том, что все его участники принимают активное участие в образовательном процессе. Каждый участник вносит свой посильный вклад в решение проблемной ситуации (вопроса, задачи), поиска необходимой информации и т.д. Все это осуществляется в доброжелательной обстановке, при взаимной поддержке, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение сотрудничать и работать в команде.
Основные правила организации интерактивной технологии обучения
Эффективность внедрения интерактивных технологий в процесс обучения зависит от соблюдения ряда правил:
- В рабочий процесс должны быть вовлечены все учащиеся и педагог.
- Внедрение интерактивной технологии требует осуществления специальной психологической подготовки учащихся, то есть все ученики должны быть готовы принимать активное участие в работе.
- Участников интерактивного обучения не должно быть слишком много. Это необходимо для того, чтобы каждый мог высказаться, и каждый был услышан. Оптимальное количество 20-25 человек.
- Осуществление подготовки помещения – необходима такая расстановка мебели (школьных парт, столов и т.д.), при которой все участники буду видеть друг друга, а также если возникнет потребность, то будет удобно перемещаться и пересаживаться.
- Четкое определение и закрепление процедур и регламента проведения интерактивного занятия. Все участники должны быть ознакомлены с правилами, понимать и принимать их, относиться с пониманием к тому, как педагог поделил участников на группы или подгруппы. В первую очередь необходимо настраиваться на плодотворную работу, а не учитывать свои личные симпатии и антипатии.
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность