Формирование инновационной образовательной среды – это внедрение информационных технологий и инновационных методов организации образовательного пространства в учебно-воспитательный процесс образовательных заведений разного уровня.
Формирование такой среды необходимо для того, чтобы создать условия для роста и развития ребенка, его саморазвития и самоутверждения в образовательной деятельности. это особенно актуально на этапе начального школьного обучения. В этот период учащийся попадает в новую сферу деятельности, сталкивается с выполнением новой социальной роли. Все это требует приспособления, адаптации к новым условиям и обстоятельствам. Инновационная образовательная среда наиболее лучший вариант для адаптации учащегося к школьной жизнедеятельности.
Организация инновационной образовательной среды
Образовательная среды учебного заведения организуется таким образом, что, по сути, составляет с учащимися единое целое, т.е. она полноценно охватывает все направления деятельности учащегося, реализуемые в учебном заведении.
Создание инновационной образовательной среды связано с включением интерактивных средств в учебный процесс, обеспечением его информационными технологиями и ресурсами.
Построение инновационной образовательной среды обеспечивает реализацию индивидуального подхода в обучении. Данная среда строится так, чтобы каждый учащийся могу воспринимать информацию всеми органами чувств на доступном ему уровне и в оптимальном темпе.
Построение инновационного образовательного пространства основывается на проектировании следующих компонентов учебного процесса:
- Организация учебно-воспитательной работы на основе использования инновационных образовательных технологий: методы проблемного обучения, построение «учебных ситуаций», создание прогнозов итоговых результатов учебной деятельности, проектные технологии.
- Проектирование работы учащихся. Оно опирается на приоритет самостоятельного познания. Педагог направляет учащихся, дает им способы получения информации, пути ее добывания. Учащиеся не получают готовые знания, а сами их добывают, путем организации проектной деятельности, индивидуальной работы, работы в группах, парного взаимодействия, мобильной групповой деятельности.
- Разработка системы оценки учебной деятельности учащихся. Педагог составляет задания, формирует инструменты для оценки их выполнения и достижения метапредметных итогов, определяет оптимальные показатели оценивания, фиксирует результаты работы и составляет из них архив.
Инновационная образовательная среда базируется на включении в ее состав информационных образовательных ресурсов. К ним относятся:
- Бумажные носители информации. Сюда входит учебная литература, методические пособия.
- Информация на дисковых носителях. Это данные, записанные на CD и DVD диски, дискеты, флешнакопители.
- Интернет ресурсы. Сюда входит информационное пространство Интернет-сети, включающее разнообразные электронные учебные пособия, научные статьи, видео и аудиоматериалы.
Современные школы располагают богатым арсеналом информационных ресурсов. Библиотеки школ оснащаются не только учебной литературой в бумажном виде, но и ПК с доступом в сеть Интернет.
В современных условиях информатизации общества внедрение информационных ресурсов в образование становится достаточно доступным и несложным процессом. В настоящее время в системе образования доступно использование большого количества Интернет-сервисов, которые способствуют построению эффективной образовательной среды в начальной школе. К ним относятся:
- Виртуальные доски.
- Графические редакторы.
- Интерактивные доски.
- Сервисы для создания портфолио учащихся.
- Сервисы и программы для создания презентаций.
- Тесты и опросники.
Их использование является доступным для каждого учащегося, поскольку классы начальной школы, как правило, оснащаются персональным компьютером, а также ими можно пользоваться на иных устройствах: смартфонах, планшетах, ноут-буках.
Проблемы построения инновационной образовательной среды в начальной школе
Несмотря на доступность организации инновационного образовательного пространства и его преимущества использования, существует ряд проблем, возникающих при его организации. Все они делятся на три группы:
- Педагогические проблемы. Они связаны с квалификацией и мастерством педагогов, уровнем развития их информационной культуры, компьютерной грамотности. Данная проблема решаема. Для этого требуется желание педагога развивать свою информационную культуру и организация мастер-классов применения инновационных средств в образовании, курсов, дополнительных консультаций для педагогов. Аттестация педагогических кадров должна обязательно включать прохождение тестирования на уровень компьютерной грамотности и готовности использования ПК-технологий в образовательной деятельности. Важно также, мотивировать педагогов на их информационное развитие.
- Технические проблемы. Они связаны с недостаточностью технического оснащения школ, начальных классов, плохой работой устройств, проблемами с Интернет-соединениями, частыми сбоями в работе технического оборудования. Решение этой проблемы требует организации в школе технической службы, персонал которой обладает достаточным уровнем технической и компьютерной грамотности. Кроме того, важно предотвратить просмотр учащимися «запрещенного» контента. Для этого вводятся опции родительского контроля.
- Образовательные проблемы. Они отражают необходимость тщательной подготовки учебного занятия, с использованием интерактивных технологий. Необходимо соблюсти все нормы СанПина, устранить риски получения учащимися нежелательной, для их возрастной категории, информации, определить целевое назначение учебного занятия и спроектировать этапы его проведения и последовательность внедрения различных интерактивных средств.