Использование информационно-коммуникативных технологий для развития познавательного интереса младших школьников
Информационно-коммуникативные технологии в образовании – это современные методы, приемы и средства, применяемые в процессе обучения для сбора, обработки, хранения и отображения информационных данных, ориентированные на достижение различных образовательных целей и задач.
Эффективность их использования в учебной работе заключается в развитии, активизации познавательного интереса учащихся. Они являются более простыми в освоении и наглядными средствами познания, которые помогают развить творческие способности учащихся, развить их интерес, увлечь процессом обучения, а также помогают в создании стимулов для самообразования и самосовершенствования своих умений и навыков.
Применение разнообразных мультимедийных средств на уроках помогает развитию не только учащихся, но и педагогов. Организация применения информационно-коммуникативных технологий требует огромного труда педагога. Ему нужно продумать представление информации, ее вид, содержание, форму подачи. Кроме того, педагогу нужно продумать насколько выбранная форма подачи соответствует возрастным особенностям восприятия учащихся, как они примут данную информацию, будет ли она увлекательной для них и даст ли обратную связь. Педагогу необходимо спроектировать презентацию, либо создать видео представление учебного материала, а может это будет анимированный образец какого-то реального процесса или явления, который позволит погрузится в мир дикой природы или социальных явлений, покажет взаимодействие с различными науками, системами и процессами.
Организация занятий с применением информационных средств помогает сделать уроки более насыщенными и яркими.Урок протекает в более ускоренном темпе и оставляет приятный отпечаток в сознании учащихся, который впоследствии помогает привлечь их к дальнейшему, более глубокому изучению увиденного и демонстрирует, что учебный процесс – это очень интересное и позитивное занятие.
Преимуществами применения информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников являются:
- Данные, усвоенные посредством таких технологий, могут быть систематизированы, зафиксированы в сознании и в последствии повторены учащимися. Такое представление учебной информации способствует ее более полному и простому усвоению;
- Учащиеся учатся выполнению интерактивных упражнений, активно развивают образное, абстрактное, логическое мышление, тренируют память;
- Повышается наглядность информации, а значит и улучшается ее восприятие, а также развивается художественный вкус и совершенствуется эмоциональная сфера;
- Используется игровая форма занятий, что делает их более увлекательными для учащихся, а материал, представленный на уроке, усваивается более быстро, полно и с интересом;
- Помогает учащимся осваивать технологии современного мира.
Использование информационных технологий в педагогическом процессе, ориентированном на развитие логического мышления
Современные технологии активно используются в учебно-воспитательном процессе. И это не случайно. Их роль достаточна велика. Информатизация общества требует обучение учащихся компьютерной грамотности, а также новые технологии помогают в реализации концепции развивающего обучения на всех уровнях образования.
Для развития логического мышления младших дошкольников применяются специализированные программы, ориентированные на развитие логического мышления. Например, «Логорайтер», «Информатика в играх и задачах». Такие программы включают в себя разнообразные занимательные упражнения, которые содержат данные об окружающем мире и информацию из учебных предметов. Эти задачи ориентированы на применение формальной логики учащихся, формирование описательных выводов – перечень последовательных действий по ходу решения, исследование сложных, по своей структуре, объектов в виде системы, состоящей из совокупности простых элементов, выявление общих признаков и качеств объектов, определение закономерностей развития тех или иных процессов, знакомство с комбинаторикой.
Данные программы позволяют развить навыки решения логических задач за счет включения большого количества логических игр, которые увлекают детей и развивают их интерес к дальнейшему выполнению простых логических операций.
Применение метода проектов для развития логического мышления учащихся
Одним из методов, применяемых в учебном процессе является метод проектов. Он относится к информационно-коммуникативным методам, которые развивают тягу к исследовательской деятельности.
Составление творческих проектов активизирует познавательную активность учащихся, помогает им создавать новых открытия, включая логическое мышление. Оно активизируется за счет того, что дети не рассматривают какие-то известные факты, а сами открывают новые знания, новые понятия, делают выводы, на основе данных, полученных в ходе исследовательской работы.
Проектные методы хороши тем, что их можно применять к любой дисциплине. Особенно эффективными эти методы оказываются в тех случаях и на тех занятиях, которые требуют установки межпредметных связей и зависимостей, выявления причинно-следственных связей отдельных объектов или событий, построения логической последовательности какого-то процесса, описание его динамики.
Использование метода проектов помогает:
- Сделать учащегося в активным субъектом учебной деятельности;
- Активизировать потенциал каждой личности;
- Развить логику и абстракцию мыслительных процессов;
- Сделать процесс усвоения информации личностно-ориентированным;
- Коллективно использовать знания, направляя их на достижение общих целей образования;
- Развить опыт решения неординарных задач;
- Развивать способности рассуждения и формирования аргументированных выводов;
- Делать верные умозаключения;
- Мыслить последовательно.
Методы проектов могут включать в свой состав тестовые задания, головоломки и игры, которые учащиеся воспринимают наглядно – в виде слайдов презентации или разработки компьютерного теста. Это позволяет оценить логические операции, которые учащиеся способны выполнять, продемонстрировать степень усвоения ими материала, отражают сформированность их навыков формирования умозаключений.