Понятие и сущность педагогического процесса
Педагогический процесс – это целенаправленное и специальное организованное взаимодействие педагога и учащихся (воспитанников), которое направлено на решение образовательных и развивающих задач.
Основными компонентами педагогического процесса выступают его субъекты – педагоги и учащиеся (воспитанники). Во время взаимодействия субъектов осуществляется обмен деятельностями, в результате которого происходит усвоение детьми необходимого опыта, что и является конечной целью педагогического процесса. Успешность освоение необходимого опыта во многом зависит от эффективности организованных для этого условий, наличия необходимой материальной и методической базы, используемых педагогом методов, средств и приемов.
Сущностной характеристикой педагогического процесса является осуществление взаимодействия педагога и учащихся с опорой на содержательную основу и использование системы разнообразных средств, направленных на качественное воспитание, обучение и развитие.
Цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором, и понимается как своеобразное многоуровневое явление.
Педагогическая система ориентирована на достижение целей воспитания, обучения и развития детей. Для их достижения она всецело подчинена целям образования.
Педагогический процесс является динамическим, то есть имеет поступательное движение, которое осуществляется за счет перехода от уже решенной задачи к следующей. Решение задач происходит от простых к сложным и ответственным. Такое решение предполагает разрешение научно обоснованных и объективных задач, осознание и последующее устранение противоречий, которые являются результатом ошибочных педагогических решений.
Именно противоречия являются движущими силами педагогического процесса. Они представляют собой несоответствие реальных возможностей учащихся и тех требований, которые предъявляются к ним со стороны педагогов, образовательного учреждения и общества в целом. Важно учитывать, что требования должны быть посильны учащимся, мотивировать их на развитие. Если же требования слишком завышены или занижены, то они не будут выступать в качестве движущей силы, соответственно и не будут являться источником мотивации для учащегося по достижению намеченной образовательной цели.
Для того, чтобы требования выступали как движущая сила, они должны быть ориентированы на завтрашний день развития ребенка, вызывать у него неподдельный интерес и потребность в их разрешении. Задачей педагога является так проектировать требования и задачи, чтобы они учитывали близкие, средние и дальние перспективы развития отдельного учащегося и всего коллектива. Кроме того, педагогу необходимо конкретизировать задачи, для того чтобы обеспечить их понимание и принятие учащимися.
В настоящее время, в связи с демократизацией системы образования, выявилось основное внутреннее противоречие педагогического процесса и процессом развития ребенка. Оно заключается в том, что отмечается явное несоответствие между теми социально-педагогическими условиями, в которых растет и развивается ребенок и активно-деятельной природой ребенка. Исходя из этого, конкретизированы следующие частные противоречия:
- Между интересами конкретной личности и интересами общественности.
- Между интересами личности и коллектива.
- Между недостатком необходимого жизненного опыта ребенка и пониманием сложных общественных явлений.
- Между большим потоком информации и невозможностью ее включения в ограниченные рамки образовательного процесса.
Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса
Педагогическая задача – это основная единица педагогического процесса, которая развивается и изменяется во времени, с целью удовлетворения потребностей общества в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Успешность педагогического процесса во многом зависит от эффективности решения поставленных педагогических задач. Педагогические задачи должны соблюдать ряд условий:
Иметь все необходимые существенные признаки педагогического процесса. Быть общими для реализации любых педагогических целей. Выделяться посредством абстрагирования в любом педагогическом процессе.
В том случае, если задача отвечает всем трем условиям, то она является полноценной единицей педагогического процесса.
В педагогической практике при взаимодействии педагога и учащихся могут возникать разнообразные ситуации. Привнесение в данные ситуации конкретных педагогических целей придает им определенную педагогическую направленность.
Педагогическая ситуация, имеющая конкретную педагогическую цель и помещенная в определенные педагогические условия, необходимые для ее успешного разрешения и есть педагогическая задача.
Педагогическая деятельность, может быть представлена в виде определенной педагогической системы, имеющей конкретную структуру. Данная структура представляет собой последовательное решение большого количества задач, имеющих разный уровень сложности. В решение этих задач включаются все субъекты педагогического процесса – учащиеся и педагоги. Решение задач, достигается только при осуществлении педагогического взаимодействия между педагогом и учащимися, в рамках определенной ситуации.
Таким образом, педагогический процесс рассматривается как переход от решения одной задачи к другой, что говорит о том, что именно педагогические задачи являются единицами педагогического процесса.
Иерархия педагогических задач
В настоящее время принято различать педагогические задачи разного типа, класса и уровня сложности. Одна вне зависимости от этого, все педагогические задачи имеют одно общее свойство – являются задачами социального управления.
Ряд авторов считают, что не все педагогические задачи можно принимать за единицу педагогического процесса. Так, по их мнению «клеточкой» педагогического процесса могут называться только оперативные задачи, решение которых приводит к решению тактических и затем уже стратегических задач. Объединяет данные задачи то, что их решение осуществляет с соблюдением обязательной схемы, предполагающей прохождение следующих этапов:
- Анализ педагогической ситуации и постановка педагогической задачи.
- Разработка вариантов возможного решения задачи и выбор наиболее оптимального. Создание необходимых условий для успешного решения задачи.
- Непосредственное решение педагогической задачи по заранее составленному плану.
- Анализ полученных результатов.
Иерархия педагогических задач:
- Стратегические задачи – это основные задачи и цели конкретной ступени образования (дошкольного, начального, общего, профессионального и т.д.). Данные задачи устанавливаются на государственном уровне. Представлены Государственными образовательными Стандартами, Уставами образовательных учреждений.
- Тактические задачи – предполагают конкретизацию стратегических задач, относящихся к конкретному этапу или стороне их решения. Данные задачи представлены в учебных программах, учебных планах и планах воспитательной работы.
- Оперативные задачи – это текущие задачи, которые разработаны на основании тактических задач, решаются в рамках определенного фрагмента педагогического процесса. Представлены данные задачи в планах конкретных учебных занятий, уроков, мероприятий.
- Ситуативные задачи – это внеплановые задачи, которые возникают в разные моменты взаимодействия педагога и учащихся, направлены в основном на решение непредвиденных ситуаций, создающих препятствие для решения поставленной оперативной задачи. Данные задачи не представлены в каких-либо нормативных документах, их решение осуществляется посредством проявления педагогического профессионализма учителя и исходя из каждой конкретной ситуации. Эффективность не только решения ситуативной задачи, но и ее недопущения во многом зависит от педагога и проявленного им мастерства.
Таким образом, единицей педагогического процесса является педагогическая задача, решение которой может быть запланировано педагогом заранее в различных нормативных документах, а может осуществляться спонтанно, с целью разрешения конкретной ситуации. Из постоянного решения педагогических задач и состоит педагогический процесс.