Психолого-педагогические условия образования – это способы повышения качества и эффективности образовательной деятельности в разных ситуациях и обстоятельствах.
Психологические параметры развития шестилетнего ребенка
Следует отметить, что психолого-педагогическая работа с шестилетними детьми ориентирована на их подготовку к школе. Это обуславливает особое внимание к познавательному развитию ребенка данного возраста.
Эта подготовка реализуется в направлении познавательного развития ребенка, а также формирования у него психологической готовности к школьному обучению.
В шесть лет психологическое развитие ребенка имеет свои особенности. Они обусловлены его возрастными параметрами развития и функционированием психической сферы личности.
Основными психологическими параметрами развития шестилетнего ребенка являются:
- Преобладание развития непроизвольной памяти. Ребенок запоминает в основном то, что ему интересно, что привлекло его внимание.
- Краткий временной период занятий продуктивной деятельностью. Выполнять что-то хорошо, достигать определенных результатов детям шестилетнего возраста удается в течение недлительного временного промежутка т.к. концентрация внимания на одном процессе или объекте еще не достаточно развита.
- Ситуативность познавательной мотивации. У ребенка отсутствует развитое стремление к познанию. Он познает что-то в конкретный момент, руководствуясь сиюминутным интересом.
- Неспособность доведения начатого дела до логического завершения. Дети быстро теряют интерес к деятельности и не желают самостоятельно трудиться для получения конкретного результата, требуя помощи взрослого.
- Социальная нестабильность. Ребенок характеризуется сложностью социальной адаптации, длительностью привыкания к новым условиям и обстоятельствам.
- Потребность в эмоциональных контактах. Старшему дошкольнику требуется эмоциональная связь с теми людьми, с которыми они общаются, взаимодействуют.
- Завышенная самооценка. Ребенок оценивает себя и свои достижения на высоком уровне. Это приводит к проблемам отрицательного оценивания собственной деятельности, возникновению психологических расстройств, нервного напряжения.
- Навыки выполнения разнообразных требований. Дети способны делать что-то по инструкции, ориентировать свою деятельность на систему требований.
Все эти параметры психологического развития шестилетнего ребенка вызывают определенные сложности в обучении, а также подготовке к предстоящему обучению в школе.
Проблемы обучения шестилетнего ребенка в школе
Создание оптимальных условий для обучения ребенка шестилетнего возраста в общеобразовательном учебном заведении является достаточно сложным и проблематичным процессом.
Отметим основные трудности обучения шестилетних детей в школе:
- Неразвитость произвольного поведения. Внимание ребенка не может полноценно концентрироваться на чем-то одном. Ему сложно управлять своим поведением и доводить начатое до конца. Это приводит к сложностям обучения по строгому регламенту, предусмотренному школой. Ребенок, попросту, не готов следовать установленному распорядку, что приводит к психологическому дисбалансу его организма, возникновению психологических расстройств;
- Однотипность образовательной деятельность. Шестилетнему дошкольнику требуется вариативность деятельности. В образовательной программе начальной школы предусмотрены однотипные, монотонные задания, которые не приносят должного образовательного эффекта;
- Классно-урочная система обучения. Уроки в школе ориентированы на представление нового знания, изучение новой темы в течение всего учебного занятия. Чаще всего, уроки проходят без их разделения на отдельные блоки, объединенные одной темой. Это вызывает сложности в концентрации внимания учащихся;
- Недостаточность практической деятельности учащихся. Как правило, в образовательной программе школы преобладает теоретическое обучение, тогда как, в шестилетнем возрасте, необходимо акцентировать внимание на практическом познании, формированием навыков выполнения практических операций с объектами;
- Стандартизированная форма учебных занятий. Она вызывает трудности у учащихся, перенапряжение, снижает их работоспособность. Это обусловлено преобладанием стандартизированной формы обучения. Шестилетним детям требуется включение элементов игры в каждый урок;
- Индивидуальная психологическая неготовность к школьному обучению. Она не учитывается родителями при отдаче своего шестилетнего чада в школу, а также педагогами при построении обучения по единым принципам и методам, независимо от уровня интеллектуальной и личностной психологической готовности учащегося к школьному обучению.
Психолого-педагогические направления эффективного обучения шестилетних детей
Условиями эффективного обучения шестилетних детей в школе выступают следующие направления психолого-педагогической работы учебного заведения:
- Акцентирование внимания на развитии познавательной мотивации учащихся. Она является залогом развития устойчивого желания к учению, познавательной работе.
- Формирование универсальных учебных действий. Предполагается формирование навыков учения и познания. Дети должны освоить основы учебной деятельности, выработать алгоритм реализации познания, выполнения различной учебной работы.
- Учет индивидуальных особенностей и образовательных потребностей учащихся. Обучение должно носить дифференцированный характер. Важно, учитывать уровень интеллектуального развития и психологическую готовность к обучению в школе каждого учащегося.
- Формирование у учащихся навыков самоорганизации, самоконтроля и саморазвития. Они лежат в основе эффективного обучения. Если ребенок научить организовывать свою деятельность и координировать ее, то процесс обучения будет для него простым и спокойным.
- Воспитывающий характер обучения. В ходе обучения должны быть применены разнообразные воспитательные методы и приемы, ориентированные на выработку эмоционального отношения учащегося к школе, учебной деятельности, педагогу и коллективу учащихся.