Цифровая грамотность педагога
Цифровая грамотность – это структура знаний, навыков и умений, которые необходимы для того, чтобы безопасно и эффективно использовать цифровые технологии и интернет-ресурсы.
Основа цифровой грамотности – цифровые компетенции или способность решения разнообразных задач посредством использования Икт, то есть использование и создание контента через цифровые технологии, в том числе поиск и обмен информацией, ответы на вопросы и взаимодействие с другими людьми. Цифровая компетентность включает способности цифрового сотрудничества, обеспечение безопасности и решения проблем.
Цифровая грамотность состоит из личностных, технических и интеллектуальных навыков, необходимых для жизни в цифровом мире.
Цифровые навыки – это устоявшиеся, доведенные до автоматизма поведенческие модели, базирующие на знаниях и умениях в сфере использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей, необходимых, чтобы получать информацию и управлять ей.
Развитие цифровых навыков должно идти постепенно, системно, с включением в активную самостоятельную деятельности, например, самообразование. Даже наиболее сложные современные технологии могут быть освоены начиная с наиболее доступных, понятных примеров включения их в образовательную деятельность.
Дистанционное обучение
В законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1993 года №3266-1 дистанционное образование определено следующим образом:
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это вид образовательных технологий, реализуемых посредством применения информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном взаимодействии ученика с педагогическими работниками.
К основным дистанционным образовательным технологиям относят:
- кейсовую технологию;
- интернет-технологии;
- телекоммуникационные технологии.
Все виды технологий могут сочетаться в работе.
В зависимости от целей и условий, образовательные учреждения могут самостоятельно выбрать ту или иную модель реализации дистанционного образования.
Модель реализации дистанционных образовательных технологий – это:
- унифицированный способ организации деятельности образовательного учреждения;
- унифицированный способ организации образовательной деятельности учащихся и учителей.
Образовательные учреждения, которые используют дистанционные технологии, ориентированы преимущественно на 6 моделей, в которых используют и традиционные практики, и современные:
- первая – обучение по типу экстерната – приемлемо для учреждений среднего и высшего образования, так как в большей степени ориентируется на требования школ и вузов;
- вторая – обучение на базе университета – обучение, основанное на информационных технологиях, в том числе на компьютерных коммуникациях. Эта модель организации обучения свойственна многим ведущим университетам мира;
- третья – обучение, базирующееся на сотрудничестве нескольких учебных заведений – выгодно для учеников в связи с более качественным и менее дорогостоящим процессом обучения. Здесь предусмотрена совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам. Основа обучения – электронные учебники;
- четвертая – обучение в специализированных образовательных учреждения – центры, занимающиеся только организацией курсов дистанционного обучения и не использующие других форм организации учебной деятельности. Основа – самостоятельная работа учеников с пособиями, литературой, аудио- и видеозаписями, компьютерными программами;
- пятая – обучение с использованием автономных обучающих систем – основано полностью на радио- и телетрансляциях, также на дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Этот подход охватывает огромное число желающих получать знания без использования дорогих технических средств;
- шестая – обучение в виртуальной образовательной среде – характеризуется удобством и простотой и для учеников, и для педагогов. Возможно обучение в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом и доступом для прохождения как отдельных курсов, так и всех сразу, из представленных на сайте.
К преимуществам ДОТ относят:
- возможность обучаться в удобное время и в удобном месте;
- индивидуальность обучения, которая дает возможность каждому учеников построить индивидуальную образовательную траекторию, индивидуальное расписание занятий, что особенно важно для лиц с ограниченными возможностями передвижения;
- создана образовательная среда, благодаря которой могут быть учтены индивидуальные психофизические способности каждого ученика;
- электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценок;
- консультации с педагогами проводятся через электронные средства связи в любое удобное время;
- вместе с обучением происходит и дополнительное углубленное освоение персонального компьютера и современных коммуникационных средств.
К основным информационным образовательным ресурсам, обеспечивающим каждый модуль изучаемых учебных предметов при использовании ДОТ, относят учебно-методические комплексы (УМК), назначение которых – обеспечить эффективную работу учащихся по каждому их видов занятий, соответствующих учебному плану образовательной программы.
УМК состоит из учебных продуктов и учебно-методических материалов в электронном виде, в их числе:
- программа предмета;
- учебник;
- лекции (вводные и модульные), выполненные как теле-лекции, слайд-лекции и аудио-лекции;
- информационные и методические материалы;
- компьютерные программы;
- лабораторные практикумы;
- тестовая база для оперативного тестирования по каждому модулю;
- база вопросов промежуточной аттестации;
- методические материалы для педагогов;
- тексты по спискам основной и дополнительной литературы (Учебной и научной) и информационно-справочных материалов – справочников, словарей и пр.;
- методические материалы, необходимые, чтобы организовать самостоятельную работу учеников с электронном виде.